Почему Россияне стали больше закупаться в секонд-хендах
Сразу два крупных российских банка сообщили, что зафиксировали рост трат у населения в 2,5 раза в магазинах со вторичной одеждой — комиссионках и секонд-хендах. Представители финансовых организаций объясняют такой всплеск уходом из страны крупных и полюбившихся россиянам зарубежных брендов.
Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании, экс-советник министра экономики России:
— Этот шаг связан с более бережным расходованием средств. Люди в последнее время по соображениям осторожности предпочитают меньше тратить, в том числе и на одежду. Как такового недостатка продукции в магазинах я не наблюдаю, поэтому с точки зрения массовости это явление можно объяснить исключительно сбережением денег. Хочется верить, что в большинстве случаев эта экономия не вынужденная и отложенные средства идут на целесбережения, в том числе в копилку «на черный день». И что вместо покупки машины втридорога или дорогой брендовой одежды люди начинают задумываться о рациональном финансовом поведении, что в нынешних условиях более чем разумно
Наталия Туркенич, аналитик моды, имиджмейкер и консультант по стилю:
— В этих данных нет ничего страшного. Рост популярности секонд-хендов можно легко объяснить всеобщей тенденцией изменения парадигмы мышления, связанной с осознанным потреблением, в том числе вещей вторичной переработки. Связать с уходом крупных брендов это веяние я не могу, ведь само наличие в России секонд-хендов и их поклонников прослеживается долгие годы. Та целевая аудитория магазинов вторичной одежды сейчас получила своего рода карт-бланш: все реже можно услышать осуждения и упреки со стороны, и все чаще звучат слова поддержки таких потребителей, в том числе и со стороны экологических активистов. Раньше многие стеснялись, что будут выглядеть нестатусно, до того момента, как это явление повсеместно начали подавать под соусом неоценимой помощи планете. Скованность и зажатость куда-то испарились, а эти люди ощутили себя частью чего-то большего.
Игорь Ульянов, исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности:
— Та одежда, что имеется на прилавках секонд-хендов, условно делится на ношеную и новую. Доля новой одежды заполняется за счет массовой скупки старых, залежавшихся коллекций со складов крупных брендов. Для многих это является решающим фактором при походе в магазин одежды. Как правило, такие товары стоят недорого. И производителю легче их продать за бесценок ретейлерам, чем мучиться с логистикой на складе. Плюс ко всему отмечается повышение стоимости на продукцию легкой промышленности на 10– 15 процентов, что также формирует потребительские паттерны. Всплеск спроса на рынке формируется не только предложением, но еще и покупательскими привычками и стереотипами. Кто-то привык к определенным маркам и брендам и готов искать эту одежду в секонд-хендах либо в интернете. Отсюда и большой интерес к таким магазинам.
Андрей Алехин, руководитель комитета консалтинга поставщиков в ретейл Московской ассоциации предпринимателей:
— Рынок секонд-хенда в Москве мне не совсем понятен. В регионах и глубинках еще как-то можно оправдать их популярность нехваткой магазинов, но не в столице. Гораздо проще, на мой взгляд, пойти одеться на рынок — там и одежда новая, качественная, и в цене будет не выше ношеной. Или посмотреть товары на маркетплейсах — это один из самых популярных видов шопинга среди населения. В любом случае у людей сейчас на первом месте стоит покупка продуктов питания и оплата коммунальных платежей. Приобретение одежды в лучшем случае занимает третью-четвертую строчку расходов. Но я уверен, что москвичи могут себе позволить одеться в новые вещи. Возможно, в этих данных мы видим какой-то новый молодежный тренд, но не более того.