Большие числа: почему современная мода плюс-сайз — это хайп и лицемерие
На красной дорожке прошедшей недавно премии MTV было много поразительных, даже буквально сшибающих с ног фэшн-решений. Но пропустить появление рэперши Lizzo в платье Jean Paul Gaultier Couture by Glenn Martens, которое тут же окрестили «ледяным водопадом», шансов не было ни у кого. Состоялся ход от противного: все «большие девочки» ходят в комбинезонах в обтяжку или в ничего не скрывающих мини с вырезами. «Я же надену огромное платье, на которое пошло пара километров атласа, обнажу только плечи и буду выглядеть королевой» — по всей видимости, решила Lizzo. И, действительно, смотрелась максимально эффектно, оказавшись одетой чуть ли не лучше всех на церемонии (что, впрочем, было несложно). Ее появление в очередной раз вытащило на поверхность дискуссию на тему, что же происходит с плюс-сайз модой в эпоху победившей осознанности.
И тут с сожалением придется сказать: ничего хорошего. Редкий показ сегодня обходится без нескольких моделей немодельных форм, а почти каждый такой выход демонстрирует полную беспомощность дизайнеров перед большими размерами. Не справляются и веселые инста-бренды (взгляните на последнюю коллекцию Ganni, в которой обтягивающий трикотаж буквально рвался на полнокровных девушках), и тяжелый люкс (над плюс-сайз потугами Dior и Chanel можно только горько плакать). Исключения есть, но они немногочисленны и легко объяснимы. Dolce&Gabbana и до всеобщего увлечения инклюзивностью работали с самыми разными фигурами, выпускали вещи до невероятного 54-го размера и умели украсить обладательницу груди и бедер почти любого обхвата. Другой вопрос, что их стиль «секси вдова мафиози» близок далеко не всем. Или, например, эталонная последняя кутюрная коллекция Valentino, в которой Пьерпаоло Пиччолли удалось настолько комплиментарно одеть своих многочисленных плюс-сайз моделей, что они абсолютно затмили обычных «нулевок». Но тут мы говорим о кутюре, да еще в исполнении одного из самых талантливых и эмпатичных современных дизайнеров.
А вот Виктория Бекхэм, которая объявила, что начала выпускать одежду вплоть до 18-го (52-й российский) размера, и вовсе вызывает смесь раздражения и откровенного бешенства. Совершенно ясно, что ход этот вынужденный и аналогичен гринфошингу: она столько рассказывала миру о своих пищевых ограничениях, изматывающих тренировках и боязни набрать хоть килограмм, что поверить во внезапно поразившую ее бодипозитивность трудно. То есть на самом деле легко, надо просто заглянуть в финансовые отчеты ее компании: продажи упали, долги возросли, надо срочно расширять платежеспособную аудиторию. Так что почему бы не позаигрывать с дородными мамзелями с нехудыми кошельками?
Но правда заключается в том, что плюс-сайз одежда — это совсем не то, что кажется обладательнице размера XS Виктории (и, похоже, большинству креативных директоров, которых по разнарядке отправили осваивать этот сегмент). Нельзя просто увеличить обычную модель в несколько раз и посадить ее на большую фигуру. Хотя бы потому, что все худые девушки при всех своих различиях в росте и пропорциях похожи друг на друга больше, чем полные. А значит, при промышленном, а не индивидуальном пошиве надо учитывать большое количество факторов и привлекать более умелых конструкторов. А это дорого, сложно и не гарантирует успех. Поэтому, в частности, в мире до сих пор преступно мало масс-маркета, который работает с плюс-сайзом: там очень хорошо умеют считать деньги и пока не придумали работающую бизнес-схему. И многочисленные блогерские бренды (вроде принадлежащего инфлюенсерке Матильде Джерф) со своими предложениями «купи кроп-топ и выгляди как Матильда» совсем не помогают прояснить ситуацию.
На самом деле даже и женщины «подходящего» телосложения также оказываются не вполне способны осознать, как правильно подойти к вопросу. Отличный пример — недавно и с помпой запущенный бренд Divno, придуманный Машей Федоровой (экс-главред русского Vogue и Glamour и когда-то очень, а сейчас умеренно бодипозитивная девушка). Сама идея блестяща: на русском рынке в принципе нет брендов с одеждой больших размеров, к которым была бы применима приставка «фэшн». Но врываться на это чистое поле с пейзанскими платьями с запахом в мелкий рисунок из сомнительных материалов, которые плохо сидят даже на моделях в лукбуке, наверное, не стоило. Гораздо полезнее было бы посмотреть на американский Universal Standard, который умудряется предлагать носибельную качественную и с современным кроем базовую одежду от 0 до 40-го размера. И да: тот, кому удастся сделать что-то подобное на нашей почве, заработает больше, чем все русские бренды вместе взятые.