Курск, как известно, город православный. Обилие храмов, святых мест и памятников – прямое тому свидетельство, по крайней мере, внешнее. Тысячи паломников и туристов (сегодня довольно трудно отделить одних от других) приезжают в наш край поклониться святыням. А некоторые гости города открывают для себя Курск, которого не знали ранее, случайно. Недавно один из чиновников федерального министерства побывал у нас и поделился откровением: «Я никогда ранее не приезжал в Курск, и ваш город ассоциировался у меня только с Курской битвой. Я даже не знал, что Серафим Саровский родился именно здесь». Дело в том, что москвичу после деловой части визита показали храмы и монастыри города, свозили в Коренную пустынь. Нам же и ехать далеко не надо, всё на месте, но иногда бывает полезно напомнить вроде бы известное, например, какие в Курске и области имеются особо чтимые православные иконы и всё, что с ними связано. При этом понятно, что всего рассказать и обо всём упомянуть просто невозможно. Дом Премудрости Начнём, разумеется, с самого известного образа – Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которую нашли охотники 21 сентября 1295 года в день Рождества Богородицы в лесу, не так далеко от сож-жённого татарами Курска. Сейчас в монастыре Коренная пустынь и в Курске в Знаменском соборе находятся списки, то есть копии, оригинала иконы. Они по времени написания относятся к XVII веку, когда был установлен обычай переносить икону «Знамение» крестным ходом на лето из Курска в Коренную пустынь. Подлинник же чудотворного образа хранится в нью-йоркском Знаменском храме монастыря Коренная пустынь. Да-да – в США тоже есть монастырь Коренная пустынь и Знаменский собор. Своим возникновением они обязаны как раз почитаемой во всём православном мире нашей иконе, которая после революции оказалась за границей и конце концов обрела второй дом в Нью-Йорке. К слову сказать, икона так и осталась путешествующей – она часто бывает в самых разных местах нашей планеты. Не раз образ был и в Курске, более того, он является символом единения Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Подлинник стали привозить к нам после подписания акта о каноническом общении в 2007 году. Родная наша икона совсем небольшого размера, едва прикроет ладонь взрослого человека – 15 на 15 сантиметров. А увеличился её размер только через триста лет после обретения, когда слава о чудесах иконы дошла до царя Феодора Иоанновича. Образ взяли по его повелению в Москву, и царь приказал вставить икону в кипарисовую раму, увеличив её в размерах. Государь также велел сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа (Бога Отца) с исходящим Святым Духом, на остальных же сторонах – изображения пророков, на которые мы привычно почти не обращаем внимания. Популярные описания иконы только перечисляют имена пророков, но ничего не рассказывают ни о них самих, ни об их пророчествах. А между тем всё это весьма интересно. Допустим, на правой стороне иконы изображён царь и пророк Соломон – легендарный правитель Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Именно Соломон построил в Иерусалиме храм. Соломон держит свиток с изречением: «Премудрость созда себе Дом». Это слова из книги притчей Соломоновых, они толкуются как указание на Христа, в послании апостола Павла именуемого «Божиею Премудростью». Слово «Дом» указывает на Пресвятую Деву Марию. Как пишет в книге «О языке православной иконы» архимандрит Рафаил (Карелин): «Икона – свидетельство, что Сын Божий стал Сыном человеческим, что Божественное Слово обрело плоть. Бог воспринял природу человека для того, чтобы открыть человеку путь бесконечного восхождения к Богу». Изображения Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были разукрашены золотом, серебром и драгоценными камнями. Украсив таким образом нашу икону, государь отправил её из Москвы обратно и повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Ну и ещё одна очень важная для нас, курян, деталь: тогда же по велению царя, то есть в 1597 году, Курск был возобновлён на том месте, где находился до Батыева разорения. Город пробыл в развалинах 360 лет. Таким образом, своим вторым рождением Курск обязан непосредственно Коренной иконе. Но как всё-таки лучше – молиться перед подлинником иконы или перед списком? Молиться можно и вообще без иконы, надо только знать, к кому обращаешься, а икона, особенно старинная (как говорят, намоленная и благодатная), усиливает чувства, и молитва становится искреннее. Указующая путь Возьмём на себя смелость утверждать, что второй по значимости и почитаемости курской иконой является образ Пряжевской Богоматери. Пряжевская икона – образ древнего византийского письма. О древности иконы (XVII век или самое начало XVIII века) свидетельствуют записи в церковных книгах села Пряжева, находящегося недалеко от города Житомира. Почитаемый список Пряжевской иконы Богородицы находится в Горнальском мужском монастыре, что расположен неподалёку от города Суджи. Подлинник же не сохранился, так как Пряжев (это север Украины, граница с Польшей) не раз попадал в переделки, связанные с попытками иезуитов создать нечто среднее между православием и католичеством. Научно это называется – униатство (от латинского слова unio – соединение). Подобные вещи всегда сопровождались волнениями, попытками спрятать «свои» святыни и уничтожить «чужие» и тому подобными вовсе не приличествующими христианам вещами. В общем, что стало с подлинником неизвестно, зато о списках с него известно гораздо больше. Иконы такого типа называются Одигитриями, с греческого – Путеводительница, Указующая путь. По преданию, первый такой образ был написан евангелистом Лукой. Матерь Божия указывает правой рукой на своего Сына. А ладонь и пальцы Господа сложены в благословляющем жесте. Если же брать само название иконы, то слово Пряжев происходит от фамилии рода панов Прежовских – поляков, чьей вотчиной было в своё время селение. Корень фамилии можно перевести как «преже, переже, пережь, прежь», то есть «сперва, наперёд, сначала». Поэтому при желании можно название иконы трактовать как «Бывшая сначала». Наша Пряжевская икона – явленая, так называют иконы, автор которых неизвестен, как неизвестны и подробности, при каких условиях они оказались в том или ином месте. А общие контуры истории появления в жизни курян чудотворного Пряжевского образа таковы. Как гласит предание, живописцу Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей монастырской церкви (Горнальский монастырь был закрыт в 1785 году), и тщательно обновил её, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Богородицы и Младенца. Когда икону нашли, Иван попросил отслужить перед иконой молебен, так как был болен. Живописец выздоровел. С тех пор начали совершаться чудеса. Примерно в середине XIX века после молебна перед Пряжевской иконой исцелился купец из Суджи Косма Купреев. Благодарный купец и стал хлопотать о восстановлении монастыря. Более того, он со своими сыновьями стал первым насельником возрождённой обители. При советской власти монастырь снова закрыли, икона оказалась в Троицком храме Суджи. А потом… Потом её следы теряются. Второе явление случилось в 1996 году при совершенно обыденных обстоятельствах (шла перепись имущества храма). Оказалось, что у образа, который числился по описи как «Богородица Смоленская», не совпадают риза (или оклад, что одно и то же) и лики. Икону раскрыли, и перед глазами изумлённых прихожан появилась та самая Пряжевская икона. Отличить её просто, так как изображение сделано двумя разными мастерами. Лики написаны более искусно, чем одежды Богородицы и Иисуса. Вероятно, живописец Иван Белый образ всё-таки подновил… А чудеса продолжаются и до сих пор. Свидетельством тому – золотые украшения, которые оставляют благодарные молитвенники. Все эти дары можно видеть на самой иконе. Традиционно считается, что к Пряжевской иконе обращаются беременные, люди, страдающие заболеваниями ног, позвоночника, женскими болезнями. Но говорят, что сила молитвы перед образом такова, что Богородица откликается и на просьбы онкологических больных. С Пряжевским образом, как и с Коренной иконой, совершаются крестные ходы. Один – по Суджанскому району, второй – в украинское село Мирополье (сейчас, понятно, такой крестный ход невозможен). И так же, как и Коренная икона, Пряжевская тоже много путешествует. В частности, по храмам Курска и области. Вот и этим летом несколько недель она «гостила» в областном центре. Отличие икон – в размерах и материале. Пряжевская икона заметно больше – почти метр в высоту, что позволяет сделать предположение, что написана она была для иконостаса. И написана она не на дереве, как Коренная, а на холсте. У ног распятого Сына А теперь об иконе не византийского канонического письма, но зато с потрясающим сюжетом. Но сначала напомним о месте её хранения. Есть в Курске затерянный в переулках, но очень красивый, многокупольный Ахтырский храм. Имя он получил от Ахтырской иконы, которая была явлена в 1739 году в городе Ахтырке (тогда входившем в состав Киевской губернии, ныне это Сумская область Украины). Священник нашёл (правильнее будет сказать – обрёл) икону во время сенокоса. Икону перенесли в местный храм. Начались чудеса. Дело дошло до Священного синода, который, проведя расследование, в 1751 году постановил «святую оную икону почитать за чудотворную». С иконы стали делать списки. В Курске находится один из них. Удивительна и непривычна иконография этого образа. Других таких икон нет – Богоматерь молится у ног своего распятого Сына. Пишут, что это образец итало-греческого искусства, так как высота фигуры Христа заметно меньше высоты фигуры Марии (то есть нарушена византийская прямая перспектива). Но это всё детали. В Евангелии от Луки рассказывается, что, когда на сороковой день после рождения Иисуса его родители принесли Сына по традиции в храм, их встретил праведный Симеон и сказал Марии: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдёт душу, да откроются помышления многих сердец». «И Тебе Самой оружие пройдёт душу» – вот о чём говорит Ахтырская икона. Богородица знает, что такое страдание. По крайней мере, священник Александр Бычков, настоятель Знаменского храма села Колодное, в одном из интервью сказал следующее: – В любом доме с момента крещения Руси всегда была икона Божией Матери. Русский народ, он такой детского склада, поэтому он ближе к Богородице. Он к ней тянется, к ней в первую очередь обращает свои молитвы… Во времена советской власти Ахтырский храм был закрыт, колокольни снесли, в здании располагалось то общежитие, то склад… Но чтимая икона Ахтырской Божией Матери была сохранена верующими, и в 1998 году, когда остатки здания храма возвратили епархии и возобновились богослужения, образ вернулся на своё место. Тайна третьей руки Что интересно, ещё одна местночтимая икона Божией Матери – Троеручица, раньше тоже находилась в Ахтырском храме, а сегодня она – в Курском Свято-Троицком женском монастыре. Когда советская власть закрывала Ахтырский храм, то решили передать находящиеся в нём иконы в музей. И далее, как гласит предание, произошло вот что. Подошли уполномоченные к иконе «Троеручица», чтобы её снять, но как ни старались, ничего не вышло – икона как будто приросла к стене. Так и ушли, а икона осталась висеть на своём месте. Маленькая девочка после ухода красноармейцев подошла к Матери Божией и стала просить Царицу Небесную, чтобы она не допустила себя осквернить. И случилось чудо – икона сама сошла на ручки к маленькой молитвеннице. А на том месте, где она висела, оказался тайник – ниша, в которой лежали чётки и женская скуфейка особенной формы, похожая на ту, которую носили сёстры Свято-Троицкого Курского монастыря. Долгое время икона, чётки и скуфейка хранились в семье этой маленькой девочки. Теперь икона доступна для всех верующих в храме Свято-Троицкого монастыря. А почему Троеручица? Да тоже дело чудесное. Были в истории такие времена, когда иконы уничтожали, следуя вроде логике заповеди – не сотвори себе кумира. И ещё в далёком-далёком IX веке за почитание святых икон византийский чиновник и монах Иоанн Дамаскин был клеветнически обвинён в госизмене. Ему отсекли кисть руки и повесили её на рынке. К вечеру Иоанн, выпросив отрубленную кисть, приложил её к суставу и упал перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить ему руку, писавшую в защиту православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». И именно преподобный Иоанн Дамаскин сформулировал тезис о различении «поклонения», подобающего только Богу, и «почитания», оказываемого тварным вещам, в том числе иконам. Кроме иконы Троеручицы в Свято-Троицком женском монастыре есть у нас ещё один такой образ, ранее принадлежавший знаменитой старице Мисаиле (Зориной), жившей в деревне Муравлёво. Считается, что икона ей была привезена из Иерусалима. Когда семью старицы раскулачивали, соседка чудом спасла икону. Затем её передали в сельский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Но в 1937 году храм в Муравлёво закрыли. Но икону прихожанам опять же удалось спасти. В итоге в 1961 году икона «Троеручица» оказалась в Знаменском храме села Колодное, где находится и сейчас. Но частенько выезжает в разные храмы, в том числе в Муравлёво, в новый храм «Всех скорбящих Радость». Стал традиционным и крестный ход из Колодного в Муравлёво… Сергей Конорев, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» села Муравлёво, однажды раскрыл тайну третьей руки на образе: – В этой иконе заключена тайна Святой Троицы. Матерь Божия своими руками держит Богомладенца, а третьей рукой помогает нам с вами… Так, видимо, всё и обстоит на самом деле, не случайно ведь самые почитаемые иконы – богородичные. Здесь достаточно назвать ещё две популярные у православных иконы Свято-Троицкого монастыря – Новодворскую и Смоленскую. Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Говорящие с Богом
© Курская правда