Что такое эффект Веблена (эффект престижного спроса). Объясняем простыми словами
Эффект Веблена (эффект престижного спроса) — рост спроса на предметы роскоши и люксовые услуги при увеличении их цены. Потребитель сознательно выбирает более дорогие товары из предложенных. На первый взгляд, такое положение вещей противоречит закону спроса, который гласит, что при увеличении цены товара объём спроса падает. Но для так называемых товаров Веблена цена — часть привлекательности товара. Их покупают не для того, чтобы закрыть какую-то насущную потребность, а для того, чтобы подчеркнуть финансовые возможности, продемонстрировать своё процветание. Проще говоря, это то, что в девяностые называли «понты дороже денег». Или, пользуясь более корректным термином, демонстративное потребление. Покупатель приобретает «статусные» вещи ради престижа. И в таком случае увеличение цены вещи автоматически поднимает её статус в глазах клиента. В связи с этим товары престижного спроса выпускаются в относительно ограниченном объёме, а их цена поддерживается на высоком уровне. К тому же часть потребителей воспринимает высокую цену как главный признак высокого качества продукта. Это мнение не безосновательно — люксовый Ferrari или премиальный Mercedes действительно существенно качественней обычной продукции автопрома, а обучение в дорогом Гарварде даст лучший старт в жизни (хотя бы за счёт социальных связей). В таком случае даже тот, кто не склонен к транжирству, может выбрать более дорогую покупку. Но завышенная цена для предметов роскоши далеко не всегда связана с их качеством, и часто «товары Веблена» — сверхдорогие девайсы , хот-доги с сусальным золотом или косметические маски из редких ингредиентов — это товары для поддержки эго. Иногда это просто плата за бренд, за возможность выделиться из общей массы, а похожие продукты от той же фирмы под другим брендом стоят существенно дешевле. Снижение цен для товаров престижного спроса опасно. Если цена на «товары Веблена» снизится, то спрос с большой вероятностью значительно упадёт, так как ранее покупавшие товар люди потеряют интерес к менее статусной вещи и выберут аналогичную, но дороже и от другого бренда. При этом для остальных покупателей она так и останется неоправданно дорогой. Пример употребления «Когда покупательница картины Бэнкси принимала решение о закрытии сделки, она могла не знать, что такое "эффект Веблена" <...>. Но во времена, когда у людей всё больше денег и всё меньше способов произвести впечатление на других, заоблачные цены на искусство — единственное, что сдерживает "ищущих настоящую ценность" (или "хорошую историю") коллекционеров». (Из материала о том, почему покупательница картины Бэнкси завершила сделку, несмотря на повреждение товара.) История Теорию о людях, которые выставляют богатство напоказ, покупая дорогие вещи ради повышения статуса и репутации в обществе, впервые озвучил американский социолог и экономист Торстейн Веблен. В своей книге «Теория праздного класса» 1899 года он назвал такой образ действий демонстративным поведением. Веблен считал, что чрезмерное потребление свойственно хорошо обеспеченному высшему классу, который стремится подчеркнуть свои высокие доходы. Со временем возможности демонстративного потребления появились не только у высшего класса. Даже не слишком богатые люди могли набрать кредиты, чтобы приобрести себе статусный автомобиль и произвести впечатление на соседей и друзей. В 1950 году экономист Харви Лейбенстайн в публикации «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса» описал механику покупки предметов роскоши ради престижа и назвал это явление в честь Веблена. Нюансы Существует два типа товаров, которые не в полной мере подчиняются закону спроса (обладают неэластичным спросом). Помимо «товаров Веблена», это ещё и «товары Гиффена». Это недорогие продукты, которые относятся к товарам повседневного спроса (FMCG ), и для них нет подходящих заменителей. Если цена на них растёт, люди начинают покупать эти продукты чаще, экономя на более дорогих покупках. Например, хлеб, чай или сахар. Факт В первом полугодии 2022 года, несмотря на глобальный экономический кризис и тренд на этичное потребление, расходы богачей на «вещи Веблена» значительно увеличились . По сравнению с аналогичным периодом 2021 года они выросли на 20%. Статью проверила: Мария Долгова, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова