Возвращение к истокам: модель элегантного возраста Маргарита Кузнецова о философии русского народного костюма

Маргарита Кузнецова – создатель и руководитель группы сертифицированных моделей «Наш стиль» при Модном доме «Пава».

Руководитель группы «Наш стиль» Кузнецова Маргарита (слева), режиссёр-постановщик Судникович Марина (справа). Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Маргарита окончила медицинскую академию И.И.Мечникова. Больше 30 лет проработала в здравоохранении. Воспитала двух сыновей, которые пошли по стопам отца – стали военными.

После выхода на пенсию нашла себя в творчестве и рукоделии. Занимается моржеванием, катается на лыжах и коньках, изготавливает игрушки амигуруми, вышивает бисером иконы.

Маргарита Кузнецова в JAZZ клубе Грибоедов. Фото предоставлено Маргаритой.

Вместе с мужем прошла обучение в Модном доме «Пава», а спустя время, вместе с подругой, создала группу единомышленников- «революционеров» и решила изменить ситуацию в фэшн-индустрии.

Сегодня Маргарита изучает русские народные костюмы, работает моделью. Журнал Colady решил поговорить с Маргаритой о философии русских платьев, значении символов на одежде и важности возрождения русских традиций.

Интервьюер – журналист журнала Colady Мария Павлей.

Colady: Маргарита, вы создали сообщество моделей, которое занимается продвижением молодых дизайнеров и производителей российских брендов одежды, а также возрождением русских национальных традиций! Это очень интересно! Расскажите, как возникла такая идея и какова ваша основная цель?

Маргарита Кузнецова: У нас есть группа сертифицированных моделей при модном доме «Пава», которую мы назвали «Наш стиль». В группе два направления.

Первое – русский стиль, русские костюмы. А второе — fashion-индустрия и дефиле. В рамках второго направления мы презентуем коллекции одежды российских производителей и молодых дизайнеров, которых мы поддерживаем.

Фестиваль этномоды на заставе князей Белозерских город Кириллов. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Сегодня в fashion-индустрии у моделей весьма непростое положение. Их часто используют как товарный или денежный ресурс – они платят за то, чтобы участвовать в проектах.

Когда я прошла обучение при модном доме «Пава» (я окончила две школы моделей — AGEMODEL AGENCY и «Пава»), то, конечно, сразу захотелось пуститься «во все тяжкие». Хотелось принимать участие во всех показах и дефиле. И с нас стали брать деньги, причём немалые.

На некоторых мероприятиях условия были недешёвые – купить платье, а они дорогие, заплатить – и только тогда тебя привлекают к показам. Получилось так, что нас с мужем (он тоже окончил Модный дом «Пава») пригласили рекламировать японские массажёры. За это нам заплатили приличные деньги. Затем мы участвовали в свадебном проекте и рекламировали ресторан. Нам тоже оплатили работу.

После этого мы с подругой Мариной Судникович задумались – а какой смысл тратить такие ресурсы, проводить целый день в гримёрках, платить, а приходя домой, чувствовать себя обесцененными? И мы решили создать такой конгломерат революционной направленности, чтобы перевернуть в fashion-индустрии все устои.

И у нас получилось! 4 сентября мы с коллегами отмечали наши первые полгода! Модному дому «Пава» — 8 лет. И сейчас у нас уже есть хорошие результаты, нам есть о чём заявить! Проделана очень большая работа, и я ей горжусь!

Презентация группы «Наш стиль», для итальянского журнала MAZZO Красота. Стиль. Мода. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Colady: Вы представляете Модный дом «Пава», где создаёте свою одежду в русском народном стиле. Какие ткани вы используете, вышивку, узоры? Где вы черпаете знания о том, как шить русские платья?

Маргарита Кузнецова: Если более точно изложить нашу концепцию, то мы не шьём. Когда мы выбрали направление русского стиля, то столкнулись с разными нюансами.

Нас пригласили на городское мероприятие, где мы должны были выступить в русской направленности. У нас была дизайнер Людмила Макарова, которая сшила необыкновенной красоты коллекцию костюмов в этнографическом стиле. Своё выступление мы провели в них. Причём, если другим она сдавала в аренду, то нам посчастливилось получить их безвозмездно.

Мы за это ей безмерно благодарны! И знаете – нам не хотелось их снимать! Мы ощутили такую благость! И после этого загорелись идеей научиться самим шить одежду в русском стиле. Стали ходить к этнографам и учиться кроить. Татьяна Королёва нам очень много знаний дала.

Маргарита Кузнецова в этнографическом музее. Фото предоставлено Маргаритой.

У неё есть такие костюмы и ткани, которые уже давно не производят. Именно она нам и рассказывала историю русского костюма, а также то, что по нему можно прочесть много важной информации.

Например, у каждого костюма есть свои коды, в них всё и отображается – это рисунки, тесёмочки и прочее. Наряды все отличаются: есть воскресные, вдовьи, церковные, гостевые, для беременных и т.д. По костюму о девушке или женщине можно было узнать всё, даже живы ли её родители.

И когда мы к этому всему прикоснулись, прониклись, мы всей душой погрузились в это направление. Современные костюмы не несут никакой информации о владельце, а раньше на одежду смотрели как на картину и читали по ней. И тут дело не в комплекции, росте или телосложении – на любую надень русский костюм, и она станет царевной! А какая это защита, – это просто не передать словами! Русский наряд несёт столько духовности, защищённости, что хочется донести до всех людей, что такое нужно носить обязательно! Это нужно возрождать!

Colady: В чём философия и тайный смысл русской народной одежды в 21 веке?

Маргарита Кузнецова: Сейчас на нас накладывается отпечаток политики и экономики. Сегодня утрачены те истоки, знания, которых раньше придерживались.

Фотосессия около Русского музея. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Например, раньше девочка в 7 лет начинала шить и вышивать. Так было написано на роду у всех. Именно в этом возрасте она должна была начать шить себе костюм. Когда наступал возраст замужества, она должна была закончить шить своё наряд, а свекровь – оценить. После этих ритуалов девушка выходила в нём замуж.

Раньше женщины занимались рукоделием, кропотливо вышивали сорочки мужьям, давая им тем самым защиту. Почему раньше семья гармоничная была? Женщина вышивала и расслаблялась, проводила время за рукоделием в состоянии медитации, успокаивалась и находилась в покое. А сейчас? Сейчас век технологий – любой костюм на станке можно изготовить меньше чем за день. Да, нам сейчас, увы, этого не вернуть. Но мы должны помнить наши корни, ценить культуру предков, обращаться к истокам.

Недавно мы были на фестивале «Небо славян», где познакомились с дизайнером Валентиной Лисиной. Она шьёт просто удивительные костюмы – вышивает, украшает собственноручно. И когда я их примерила – ощутила такую благость! У меня катились слёзы, хотелось всех обнимать, дарить тепло и любовь! И мне хочется, чтобы люди носили такую одежду и испытывали такие же ощущения! Я убеждена, если женщина хоть раз наденет такие одежды – она не захочет их снимать!

Фестиваль этномоды на заставе князей Белозерских город Кириллов. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Colady: Как вы считаете, почему женщина зрелого возраста должна красиво одеваться? Что ей даёт красивое платье в плане внутренних ощущений, самоценности?

Маргарита Кузнецова: С возрастом женщина нарабатывает определённый багаж знаний, опыта, жизненных правил. И я считаю, что женщина в возрасте не имеет права на ошибки. Она должна себя нести, показывать свою красивую зрелость, одеваться элегантно. И материальные возможности здесь не главное! Когда женщина правильно себя «несёт», она обогащает не только свой внутренний мир, но и несёт красоту людям, показывая всем, что можно взрослеть красиво. Это всё про самоуважение, гордость, значимость, стать. Дарить красоту – это важно! Это создаёт уверенность. К тому же это хороший пример для молодого поколения.

Colady: Какие русские народные традиции нам нужно возрождать, не касаясь женской одежды?

Маргарита Кузнецова: У меня бабушка была донской казачкой. И я вспоминаю, как мы собирались всей семьёй. Папа играл на мандолине и аккордеоне, в доме было много друзей и гостей, все пели, плясали, играли в игры. Сейчас ведь молодёжь находится параллельно от родителей. Даже в праздники заедут на 5 минут – и убегают по своим делам. Я их понимаю, у них свои интересы. Но я считаю, что традицию собираться вместе нужно возвращать. Эти встречи объединяют семью. Поужинать вместе, рассказать, как день прошёл – это очень сближает.

Фестиваль этномоды на заставе князей Белозерских город Кириллов. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Colady: Какой вы видите русскую женщину через 10-20 лет?

Маргарита Кузнецова: Как и что будет через 10 лет – решают специалисты, которые разрабатывают концепцию, доводят её до модных домов. Что будет в моде через столько лет, зависит от многих факторов – экономических, исторических и т.д. По опыту могу сказать, что в ближайшее время будет в приоритете более сдержанная одежда. А остальное – узнаем потом.

А какими бы мне хотелось видеть женщин через 20 лет? Всё просто – женщину хочу видеть женщиной! Вернуть их к платьям, к русскому стилю, необязательно к сарафанам и кокошникам, но хотя бы небольшие элементы хотелось бы видеть. Чтобы внедрилась в одежду вышивка, узоры, пояс — они же обереги. Важно знать об этом, возвращаться к своим истокам и использовать знания себе во благо!

Colady: Какая главная мечта или цель вашей деятельности? Что вы хотите привнести в наш мир?

Маргарита Кузнецова: У нас много целей. Сейчас уже не хочется торопиться, бежать, а хочется успеть сделать побольше доброго и благостного. Концепция нашей группы – важно оставить след после себя! Не только о себе, но и о тех знаниях, к которым мы пришли, о нашем деле. Но есть одна мечта, и сейчас мы начинаем её реализовывать. Мы готовим документы на президентский грант, чтобы создать Модный дом «Русского стиля». Это наше детище, наша мечта и цель. У нас есть сейчас и другие проекты и планы, но мы не готовы в данный момент раскрывать все секреты.

На открытии конференции Meet up «Viva la moda». Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Colady: Как вы считаете, можно ли с помощью русских узоров, вышивки на одежде «подкорректировать» культурный код нации? Пробудить дремлющее чувство достоинства, чести, высокой культуры русского человека?

Маргарита Кузнецова: Обязательно! Изучить символику необходимо! Солнце, лучи, ромбики – это не просто узоры. Это символ благосостояния и благополучия. И когда люди поймут и примут эти значения, они начнут по-другому себя вести, смогут обеспечить себе защиту, благость, любовь. Им это просто нужно донести. Если человек этого коснётся, примерит, то он поймёт – это реально работает! Это защита нас и нашего Отечества! Нужно возрождать традиции!

Colady: Как можно помочь вашему творчеству? Можно ли купить вашу одежду? Что может сделать каждый человек, кто захочет поддержать вас в вашей прекрасной деятельности?

Маргарита Кузнецова: У нас много работы впереди. И сейчас – да, мы ищем спонсоров, любую поддержку. На некоторые мероприятия мы ездим за свой счёт, но это того стоит. В будущем будем рады, если наша одежда станет популярной и востребованной. Но к этому мы ещё идём.

Я хотела бы поблагодарить нашу ассоциацию «Авип» в лице президента Аси Нестеровской за колоссальную поддержку, за наше сопровождение.

Также хочу сказать спасибо директору по связям с общественностью Татьяне Синцовой, она прекрасный человек, во всём нас поддерживает и вдохновляет.

И конечно же, благодарю директора «Павы» Кирилла Сафронова. Всегда идёт навстречу, всегда нам поможет.

И ваш журнал тоже хочется поблагодарить за интерес, помощь и возможность рассказать о нас другим.

Фестиваль этномоды на заставе князей Белозерских город Кириллов. Фото предоставлено Маргаритой Кузнецовой.

Colady: Что бы вы хотели сказать читательницам нашего журнала?

Маргарита Кузнецова: Прежде всего – ничего не бойтесь! Слушайте себя, свой внутренний мир, идите смело вперёд! В молодости нужно делать то, что нравится, а в зрелости не делать то, что не нравится! Это мой девиз! Любите, творите, дерзайте! Всем счастья, и я точно знаю – быть добру!

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Самобытная красота: голливудские звёзды в крестьянских русских нарядах