В Москве стартовала выставка «Дягилев. Генеральная репетиция»
Сергей Дягилев стал одной из важнейших фигур в истории культуры XX века – он показал миру русский балет и навсегда изменил театральное искусство. К 150-летию знаменитого антрепренера в Москве открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция».
«Дягилев был удивительнейшим человеком, который, достигнув феноменального успеха с первыми балетными сезонами, а это был 1909 год, не почивал на лаврах, а через каждые 2-3 года предлагал новые прорывные решения», – сказала Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Выставку подготовили всего за пять месяцев. Помимо уже имеющихся в Третьяковской галерее экспонатов – эскизов, костюмов и декораций, фотографий балетных спектаклей Дягилева – публике были представлены уникальные новинки, переданные в коллекцию музея за последние годы.
Среди главных приобретений музея – масштабный занавес работы Николая Рериха. Он был создан специально для балета «Половецкие пляски». Его размер достигает 10 метров в высоту и 22 – в длину. Правда, здесь он представлен лишь виртуально – оригинал находится на реставрации, и увидеть его можно будет через год.
А уже сейчас в залах галереи представлены 13 оригинальных сценических костюмов к первым балетам дягилевских сезонов, и каждому отведено особое место. Одни красуются на манекенах, другие – аккуратно лежат на витрине. Платье из балета «Весна священная» и вовсе парит над сценой.
Дягилев стремился воплощать в жизнь разные, порой неожиданные идеи: так в репертуаре «Русских сезонов» появился балет «Голубой бог». В его основу легла история об индийском юноше, который готовится стать жрецом. Балетные костюмы, выполненные Львом Бакстом, поразили европейскую публику.
«Даже мода в Париже была восточной благодаря Баксту. Ну, не только благодаря Баксту, чуть раньше это уже началось. Дягилев как всегда четко схватил какой-то нерв, очень важный для Парижа. Весь Париж увлекся и стал себе шить костюмы в стиле Бакста. И не только Париж, и в Америке стали очень популярны созданные Бакстом костюмы», – рассказала Ирина Шуманова, куратор выставки.
Тепло встречала публика и другие балеты восточной тематики – «Шехерезада» и «Половецкие пляски» долго не покидали репертуар антрепризы. Несколько раз в него включался и балет «Песнь соловья» по сказке Андерсена о китайском императоре. На выставке его представляет шелковый костюм придворной дамы, выполненный французом Анри Матиссом.
«Это уже был даже какой-то минимализм, который существует в китайской культуре, который, собственно, в оформлении балета применяет Матис. «...» Это взгляд художника XX века на искусство Китая, на те ценные и актуальные в XX веке качества, которые видит в нем представитель этого яркого современного авангарда», – отметила Евгения Илюхина, куратор выставки.
Всего на выставке представлено около 330 экспонатов. Нынешняя экспозиция, как признаются кураторы выставки, стала своего рода «генеральной репетицией» исследовательского центра Сергея Дягилева, который планируют открыть в Москве по завершении реконструкции здания музея.
Фото: TV BRICS