В Третьяковке открылась одна из ключевых выставок года — «Дягилев. Генеральная репетиция»

Пока повсюду говорят об отмене русской культуры, в Третьяковке — выставка, посвященная одному из главных пропагандистов этой самой русской культуры за рубежом в начале XX века. Экспозиция могла бы быть масштабнее. Но из-за границы многое привезти по понятным причинам не удалось. Да и из других российских музеев доставить что-то затруднительно: логистика и страховка сильно подорожали. Благо у галереи есть своя коллекция, связанная с дягилевскими «Русскими сезонами».

В Третьяковке открылась одна из ключевых выставок года — «Дягилев. Генеральная репетиция»
© BFM.RU

Пространство стилизовано под закулисье. Множество эскизов, реквизит, костюмы, пуанты Тамары Карсавиной, одной из любимых балерин Дягилева, многочисленные афиши, старые фотографии. Импресарио не любил юбилеи, никогда их не отмечал, зато обожал репетиции. Сегодня его можно было бы назвать продюсером, который прекрасно разбирается в искусстве и смотрит на перспективу, говорит куратор выставки Евгения Илюхина:

Евгения Илюхина куратор выставки «Конечно, феномен гения, а Дягилев, безусловно, был гением, только вот как определить сферу этой гениальности? Процитирую его ответ испанскому королю, который задал примерно такой вопрос: «Вы не сочиняете балеты, не пишете музыку, а что же вы делаете?» Он ответил: «Я, как Вы, Ваше Величество, ничего не делаю, но без меня никак». В нем соединились феноменальные дарования разного рода. Конечно, это безусловное художественное чутье, интуиция на талантливых людей, на какие-то новые явления, которые он, казалось бы, из воздуха ощущал, и то, что он обладал феноменальной работоспособностью. И любопытно сказала Линн Гарафола — известный исследователь и автор книги о Дягилеве: именно то, что артисты называют словом «работать», это то, что делает Дягилева актуальным по-прежнему».

Почти ничего не говорится про саму личность импресарио и про его жизнь на Западе. Зато представлены его поздние ключевые проекты: поставленные и так и не воплощенные в жизнь. Но Дягилева провалы не пугали. Именно изучить всю историю дягилевских сезонов на этой выставке не получится. Тут практически нет знаменитых дягилевских героев, таких, как Вацлав Нижинский или Анна Павлова. Но много других фигур, пусть и не настолько известных. Подготовленному посетителю, безусловно, будет очень интересно, убеждена историк балета Ангелина Дронова:

Ангелина Дронова историк балета «В основе выставки все-таки собрание двух художников — Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, и, попадая на выставку, вы сразу увидите акцент все-таки на вторую половину существования «Русских сезонов» в 20-е годы, конец 10-х. Это не та история, когда они только приехали и произвели бум. Если хочется об этом узнать, то выставка этот момент раскрывает меньше. Но есть несомненное преимущество — это обилие здесь эскизов тех спектаклей, которые поставлены вообще не были. И вот этого вы не найдете нигде. Набор эскизов потрясающий в этом плане, отдельные залы для нереализованных спектаклей. Конечно, выставка дает очень крутое представление о том, насколько развернулось видение Дягилева после Первой мировой войны или во время ее. Это как раз период, когда он к авангарду, к модерну начинает поворачиваться, совершенно отходит от традиционных моментов русского балета. И когда об этом говоришь просто словесно, сложно представить себе, какие-то костюмы, что они могут быть плотные, что они могут быть неповоротливые, а вот здесь, конечно, жемчужиной, и, как сама Третьяковка призналась, так это есть, жемчужина здесь — конечно, костюмы».

В Третьяковке говорят, что «Генеральная репетиция» — по сути, репетиция перед открытием в галерее на Крымском валу отдельного зала, посвященного Сергею Дягилеву. Выставка продлится до начала февраля.