Смутное время: как изменился рынок блогинга спустя полгода после блокировки Инстаграма*
За последние полгода блогерский сегмент российского Инстаграма* пережил катаклизмы, которые прежде могли существовать разве что в кошмарных снах инфлюенсеров: пользователи потеряли возможность заходить в соцсеть без VPN, охваты упали в разы, а многие крупные бренды ушли с рекламного рынка. Сами блогеры из-за всего этого потеряли значительную часть доходов. Как блокировка Инстаграма* сформировала черный рынок рекламы, сколько теперь зарабатывают блогеры и есть ли шанс, что запрещенную соцсеть разблокируют в ближайшее время, — разбираемся с экспертами.
Шутки про блогеров и работу на заводах в сторону! Несмотря на ограничения, с которыми столкнулись все пользователи российского Инстаграма* после его блокировки Роскомнадзором в марте этого года, блогеры, по словам экспертов, смогли приспособиться к новым условиям.
PR-специалист агентства AboutYou Элиас Макаров отмечает, что часть инфлюенсеров тем не менее до сих пор находится в замешательстве. Вопросы все те же: что можно, что нельзя, на какую платформу делать упор и в целом как развиваться дальше.
Как рекламный рынок Инстаграма* занял теневую сторону
Согласно решению суда, инициированного Роскомнадзором, инфлюенсеры и бренды больше не могут привлекать новую аудиторию через таргет и получать доход с платформы. Однако лазейка все же нашлась. Поскольку в решении суда о признании Meta** экстремистской организацией не было четких указаний, можно ли, к примеру, отмечать аккаунты других пользователей или брендов на своей странице, блогерам пришлось действовать на свой страх и риск. Постепенно рекламный рынок Инстаграма* трансформировался в черную бизнес-сферу.
Сколько теперь зарабатывают блогеры
Вряд ли в России остался хотя бы один инфлюенсер, которого не затронули проблемы с трафиком. Здесь блогер или бренд сталкивается с главной загвоздкой: чем ниже охваты, тем ниже рекламный доход. Как отмечают эксперты, охваты за последние полгода снились в 1,5–3 раза, и если раньше успешные блогеры могли зарабатывать 10 миллионов в месяц, то сейчас эта цифра упала примерно на 50–80%.
Впрочем, хорошо себя чувствуют не только конъюнктурщики, но и блогеры-миллионники, которые успели перевести аудиторию на альтернативные площадки. Главное правило здесь — не копировать контент на разных платформах, а создавать уникальный продукт для каждой. По словам Евгения Вольтова, директора Алексея Жидковского, Юлии Коваль и многих других популярных блогеров, сейчас сумма интеграций для миллионников восстановилась, в том числе благодаря перераспределению контента по площадкам.
Телеграм — не Инстаграм*
На вопрос о том, способны ли российские площадки восполнить блогерам и брендам материальный убыток после блокировки Инстаграма*, эксперты отвечают отрицательно. И хотя инфлюенсерам удалось перегнать часть аудитории в Телеграм, далеко не все понимают, как с ним работать, за счет чего резко снижаются просмотры.
Может ли грозить срок за ведение Инстаграма*?
Два месяца назад прокурор Кунцевской межрайонной прокуратуры разглядел в деятельности фэшн-блогера Вероники Логиновой «признаки экстремистской деятельности». Закон гласит, что за это предусмотрена уголовная ответственность со сроком до 6 лет лишения свободы по статье 282.2 УК РФ ч. 1.1 «Организация деятельности экстремистской организации». Тогда в разговоре с Super Вероника рассказала, что публиковала на своей странице исключительно посты, связанные с психологической тематикой, никак не касаясь политической повестки.
Как отмечают эксперты, инцидент с Логиновой не сильно насторожил инфлюенсеров. Некоторые из них посчитали случай ошибочным по нескольким причинам: во-первых, других таких кейсов мы так и не увидели, во-вторых, предупреждение так и не вылилось в реальное судебное дело.
По мнению Евгения Вольтова, претензия к девушке могла быть вполне обоснованной. К примеру, если Логинова все-таки высказывалась по политическим темам.
Ждать ли разблокировки соцсети?
Эксперты в один голос твердят: разблокировка Инстаграма* может быть не за горами. Он приносил немалый доход как блогерам, так и малому бизнесу, что может стать весомым аргументом для его «разбана».
На те же аргументы на встрече с блогерами в Екатеринбурге уже ссылался вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков. В середине августа он заявил, что направит на имя генпрокурора России Игоря Краснова письмо с просьбой проверить, есть ли на данный момент в Инстаграме* антироссийские публикации и посты с призывами к насилию и должным ли образом они модерируются.
«Рекламный рынок малого и среднего бизнеса на 100% концентрировался в Инстаграме*. По экспертным оценкам, в прошлом году он оценивался от 12 до 15 млрд рублей. Это был один из немногих способов для продвижения своего товара и услуг малому и среднему бизнесу. Если выяснится, что ситуация [c модерацией постов] исправлена, то можно будет дальше ставить вопрос о полной разблокировке соцсети в нашей стране», — заявил он. Остается верить, что инициатива героя нашего времени дойдет до адресата и законы об экстремизме снимут свои наручники с Инстаграма*.
*Инстаграм — запрещен в РФ
**Meta — запрещена в РФ