В театр «Модерн» пришел… Леонардо да Винчи

Идея проекта и его реализация принадлежат художественному руководителю театра Юрию Грымову. Пьеса написана по мотивам романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» драматургом Александром Шишовым в соавторстве с Грымовым.

В театр «Модерн» пришел… Леонардо да Винчи
© Мир новостей

Это история о великом художнике эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Постановка стала второй частью трилогии «Антихрист и Христос», куда также входят спектакли «Пётр I» и «Иуда». Ключевой момент истории — встреча да Винчи с прекрасной Лизой Джокондой, которая покорит его, станет музой и будет увековечена на одной из главных живописных работ художника. По словам режиссёра, он с 14 лет изучает творчество и биографию да Винчи. И хотя в основу пьесы легла книга Мережковского, при подготовке было использовано и множество других источников.

«Многое из того, что вы увидите, — это мои личные выводы о том, что происходило. Потому что я прочитал порядка 80% книг в мире, которые написаны о Леонардо да Винчи», — рассказал Грымов на пресс-конференции перед спектаклем.

Сюжет сфокусирован на одной из главных персон эпохи так называемого Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI веков). Действие разворачивается в Италии. Талантливый и уже известный художник Леонардо да Винчи представляет правителю Милана герцогу Моро, его супруге Беатриче и другим гостям фреску «Тайная вечеря». Именно с этого эпизода начинается художественное прочтение судьбы великой личности. В постановке появляются современники Леонардо: Чезаре — помощник да Винчи, свободолюбивая проститутка Кассандра, которая не раз позировала для творца и считалась ведьмой, ученики художника Джованни и Салаи. Кроме того, зритель увидит Микеланджело и Рафаэля — двух не менее великих творцов той эпохи.

Ключевым моментом постановки стала встреча Леонардо с прекрасной Лизой Джокондой. Она покорит его как художника и человека, станет музой и будет изображена на одной из главных работ да Винчи — портрете «Мона Лиза».

В спектакле исследуются темы религии, власти папы и церкви, отношения самого Леонардо к вере, науке и любви. Как известно, да Винчи считал себя в первую очередь учёным. И был автором изобретений, многие из которых опередили своё время. Перед зрителями предстаёт не просто великий художник или учёный, а уникальная, многогранная и наполненная противоречиями личность, сочетающая в себе в равной степени как добро, так и зло. Леонардо работает на негодяев, пишет невероятно прекрасную фреску и в то же время разрабатывает устройство мины. Он творит и то, что ему заказывают, и то, что хочет он сам. Великий гений считает, что «сила творца — в одиночестве» и в его жизни нет места любви и дружбе. У кого - то могут возникнуть такие же противоречивые чувства к главному герою: его гениальность, которая умело показана актёром на сцене, восхищает, его работы одухотворяют, а надменность, пренебрежение к людским чувствам и разрушительная часть натуры вызывают гнев.

«Меня всегда интересовала эта тонкая грань между добром и злом, как человек осознаёт, на какой он стороне. Какие приоритеты он выстраивает в силу воспитания, культурной среды, что с ним происходит во времени?» — считает Грымов.

Роль Леонардо да Винчи исполняет заслуженный артист России Дмитрий Бозин. Без красок и кистей в руках ему удалось показать все грани великого художника. И публика это оценила — после спектакля самые громкие аплодисменты были адресованы именно ему.

Микеланджело и Рафаэля играют Михаил Матыченко и Евгений Казак. Роль Беатриче талантливо исполняет Жанна Чирва, а герцога Моро — Юрий Анпилогов. Образ Лизы Джоконды воплощает на сцене Маина Чижевская, которая, к слову, была не до конца уверена, что подходит на эту роль. Но её Мона Лиза вышла невероятно тонкой, чувственной и нежной.

Режиссер задействовал в постановке большую часть труппы, поэтому в списке артистов очень много имён: Алексей Багдасаров, Богдан Щукин, Надежда Селиванова, Александр Толмачёв...

Все проживают свои роли и заставляя временами забыть, что это всего лишь спектакль. Атмосферу эпохи Ренессанса подчёркивают невероятные костюмы, созданные Ирэной Белоусовой. Пышные красочные платья, всевозможные украшения, шёлковые плащи, береты, рубахи и ярко-красные наряды священнослужителей оставляют неизгладимое впечатление.

Кстати, погружению в те времена служит и музыкальное сопровождение: готическая классика, орган и мотивы психоделического рока.

Подготовил

Андрей Князев.

Фотограф Юлия Мешкова.