В Архангельске открылась выставка об особенностях северного ткачества
АРХАНГЕЛЬСК, 28 октября. /ТАСС/. Экспозиция "Ткачество: пестрядиное, браное" об особенностях северного ткачества и его современной адаптации открылась в пятницу в музее художника и сказочника Степана Писахова в Архангельске. Как рассказала ТАСС заведующая сектором экспозиции музея Наталья Пунина, здесь представлены работы народного мастера Анны Беднарчик и ее учеников, а в помещении, где открылась выставка, разместились музейные мастерские.
"Это выставка мастерской "Северного ткачества", ее руководитель Анна Андреевна Беднарчик. И эту выставку мне вдвойне приятно открывать. Это самый крупный мастер по ткачеству в нашем регионе, и первый человек, который с интересом и пониманием отнесся к нашей идее организации в музее мастерской. Часть представленных работ ее, часть - ее учеников разного времени", - сказала Пунина.
Беднарчик - народный мастер Российской Федерации, педагог высшей квалификационной категории, работала в многочисленных этнографических экспедициях по Архангельской области, участник областных, всероссийских и международных конференций, выставок и фестивалей; международных образовательных проектов в Швеции и Норвегии.
На выставке представлено несколько десятков экспонатов. Часть - это готовые изделия: поморская традиционная одежда из домотканого полотна, полотенца-рушники, пояса, столешники и работы, которые только начали воплощаться. Таким образом, у посетителя есть возможность увидеть процесс создания поморского костюма на разных его этапах.
Представлены ткань-пестрядь для "реплики" вельского сарафана- дольника, пестрядь для мужских портов, ткань для пошива поморской женской кофты. Последняя создана в технике многоремизного ткачества, при котором используется от 3 до 12 "ремизок" - деталей ткацкого станка, осуществляющих подъем и опускание нитей основы. Рассчитать узор в многоремизной технике довольно сложно. "Многоремизное ткачество менее характерно для севера, но в южных районах области и по Летнему берегу Белого моря оно было распространено, и эта кофта, например, была характерна для Устьянского района", - показала собеседница агентства.
Детали поморского костюма
Большую часть экспозиции представляют пестрядинные ткани в клетку или полоску, вытканные из хлопчатобумажных нитей. Пестрядь еще в конце XIX века любили во многих районах Архангельской губернии, и сарафаны, сшитые из нее, зачастую рассматривались как основа праздничного девичьего и женского костюма. В комплект с таким сарафаном входила рубаха "пестрядинница" с длинными узкими рукавами и прямыми вставками - поликами на плечах. Обязательным атрибутом такого наряда был пояс. Мужские рубахи обычно шили из ткани в более мелкую клетку. Экспонаты на выставке можно не только посмотреть, но и потрогать, например, рассмотреть изнанку изделия. "Рубашка полностью домотканая, она скроена этнографически правильно, Анна Андреевна работала в музеях, можно вывернуть и посмотреть внутреннюю часть рубашки, - пояснила Пунина. - И ширина полотна - этнографически было 38-42 см, что позволяет нам ткацкий станок, и соответственно, именно из этого полотна она шьет эту рубашку".
Сейчас старинные технологии ткачества применяют для создания современных образов. На выставке представлены сумочки для телефонов, пляжные сумки и шоперы, шарфы и палантины, изготовленные в разных техниках.
Экспозиция работает в рамках проекта "Живые ремесла", посвященного традиционным ремеслам Русского Севера. На выставке будут проходить мастер-классы по ткачеству как для детей, так и для взрослых. Планируется, что выставка продлится до февраля.