Коллекционные истории нижегородцев о жвачке Turbo

Турецкая компания Kent в 2007 году произвела последнюю партию жевательных резинок Turbo, от которых в начале 90-х годов прошлого века фанатели подростки всего постсоветского (и не только) пространства. И даже не столько от жвачки, повторявшей своей формой автомобильный протектор, сколько от вкладышей под оберткой с изображениями автомобилей, на рассматривание деталей которых уходили часы, а на коллекционирование пронумерованных выпусков серий Retro, Classic, Super и Sport — годы и нервы.

Коллекционные истории нижегородцев о жвачке Turbo
© В городе N

Спустя 15 лет редакция ИА «В городе N» пообщалась с несколькими нижегородцами, которые посвятили часть себя и своей жизни жвачке Turbo и поделились с нами историями об этом. Также с помощью эксперта мы попытались разобраться, на чем же базировался феномен тотального интереса к небольшим прямоугольным картинкам с красивыми и яркими машинами?

Коллекционер с рождения

Максим Уютнов, 46 летиндивидуальный предприниматель

С малых лет собирал сувенирные машинки, на которые клянчил денег у мамы, или выменивал модельки у друзей. Потом был небольшой период увлечения марками, значками и календариками. Но особо пристраститься к этим предметам не получилось, поэтому все было подарено или обменяно на какие-то нужные в тот момент вещи. Примерно в 6-м классе (это было 1989 году) Максим увидел у друга в альбомчике вкладыши турбо серии 51–120 и у него, по его словам, снесло «крышу».

Яркие краски вкладышей, интересная бумага (не картон календариков), незнакомые автомобили, их формы, не идущие в сравнение с «Москвичами» и «Жигулями». В общем, с этого и стартовало мое увлечение. Найти вкладыши тогда было практически невозможно. Друг помог немного, в класс их приносили ребята, у которых родители имели возможность достать жвачку, — рассказал Максим.

Скоро их стали по рублю продавать цыгане на Московском вокзале Нижнего Новгорода. Все сэкономленные деньги коллекционера уходили на новое хобби.

[в 1989 году на один рубль в СССР можно было купить 50 школьных тетрадей по 12 листов, 100 стаканов газировки без сиропа по одной копейке и 33 стакана с сиропом по 3 копейки, 10 октябрятских звездочек, 1 плитку шоколада «Алёнка» за 80 копеек, а на оставшиеся 20 — пломбир]

Очень огорчало, если попадался вкладыш, который уже был у тебя. Потом они стали продаваться повсеместно. Пошли и другие серии Turbo, остановиться было уже невозможно. Окончил школу, переехал на другую квартиру, пошел учиться дальше, и как-то перестало хватать времени на увлечение. Покупал жвачки, можно сказать, на автомате. И складывал вкладыши в альбом для марок. Поэтому большинство из них сейчас в состоянии, как будто их только достали из-под обертки, — продолжает Максим.

Кстати, он, в отличие от сверстников, мало играл на вкладыши, потому что его коробило мять их красоту.

[игра велась следующим образом: участники складывали свои вкладыши равным количеством в одну стопку (иногда предварительно тасуя ее как колоду карт) на ровной поверхности картинками вниз, затем разгадывались с помощью монетки или на «камень, ножницы, бумага», кому первым предстояло наносить удар ладонью по стопке вкладышей, чтобы перевернуть как можно большее количество изображениями кверху. Соперники при этом следили, чтобы бьющий не мочил руку и не использовал поток воздуха, отнимая ладонь от вкладышей]

Когда пошли соцсети, я зарегистрировался в них, пришло дикое желание продолжить собирательство вкладышей. Стал искать, где их взять, не покупая жвачку, и попал на группу в VK по этой теме. Потихоньку начал знакомиться и меняться с людьми сначала из своего города, потом по России, ну и осваивать Европу, Турцию, Болгарию, — пояснил Максим.

Свою коллекцию, в которой насчитывается около 1250 вкладышей, нижегородец оценивает в 75–80 тысяч рублей и отмечает, что люди очень неоднозначно реагируют, когда узнают о его хобби.

Почему-то никого не удивляет сбор значков и марок. А тут вкладыши. От жвачки! Многие крутят у виска, даже близкие люди. Успокаивает и заинтересовывает только тогда, когда узнают, что это не так мало и стоит, и, оказывается, очень много людей этим занимается, — резюмировал Максим.

Бесценна, как память!

Олег Соловьев, 38 летсолист группы «Солдаты Фортуны»

Имеет средне-профессиональное образование по специальности «Информационные системы». 10 лет служил в МВД, уволился, на протяжении 17 лет занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи и военной песней. Лауреат и дипломант всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

Коллекционировать вкладыши, как и многие в те времена, начал уже с первого класса или даже чуть раньше.

Помню, как нам папа с командировки из Израиля привез две жвачки Turbo. До сих пор не забыл, что на одном из вкладышей был болид «Формулы-1» на синем фоне, — начал свой рассказ Олег.

Его коллекция, которая хранится в старом альбоме из-под марок, отделанном бархатной бумагой еще в далеких 90-х, насчитывает 681 экземпляр. Самый первый вкладыш в ней начинается с 52-го номера.

[согласно данным сайта Fantiki-turbo.ru, первая серия имеет нумерацию от 1 до 50 и отличительную особенность в виде черной буквы турецкого алфавита в такого же цвета кружочке, открывает ее Opel Ascona]

Самой первой серии у меня нет. Зато есть более 500 повторяющихся вкладышей, видимо, недостающие сейчас экземпляры продул в детстве во время игры в перевертыши, — продолжил Олег.

Нижегородец отмечает, что яркие автомобили с разных концов света привлекали многих. Сейчас он уже не собирает вкладыши, но подумывает дополнить коллекцию обменом или покупкой.

[коллекционирование вкладышей, оберток, наклеек от жевательных резинок по-научному называется «гумофилия» («филогамистика»). Термин образовался от слияния английского слова gum — жевательная резинка и латинского filio — любить]

У моей коллекции нет стоимости, она для меня, как память, бесценна! — резюмировал Олег.

Яркое напоминание о детстве

Дмитрий, 40 летпоэт, блогер

С самого детства коллекционировал все, что только можно — значки, этикетки от спичечных коробков, сигаретные пачки, пивные банки, календарики, монетки, но ни одно увлечение не было на столько длительным, как собирание вкладышей от жевательных резинок, особенно от Turbo.

Первые «картинки» с машинами появились у меня в 1991-м году, когда я учился в третьем классе, они были из серии, которая начиналась с 191-го номера. Поначалу вкладыши просто были в качестве «богатства», которым в детстве владели многие мальчишки, наряду с перочинными ножами и прочей мелочью, носимой в карманах, а уже потом начал складывать их в коллекцию, — рассказал Дмитрий.

Увлечение вкладышами позволяло коллекционеру, например, тренировать память.

Как-то мы с друзьями стояли в подъезде, и кто-то предложил вспомнить, какие машины изображены на картинке под тем или иным номером. Удивительно, но правильно назвали почти все автомобили, хотя, с другой стороны, постоянно имея дело с вкладышами, трудно было их не запомнить, — продолжил Дмитрий.

С ним, кстати, мало кто играл на вкладыши, особенно если на кон ставили стопку на стопку.

Уже в детстве моя ладонь значительно превосходила в размере ладони сверстников, вследствие чего имел солидное преимущество в перевертышах, поэтому чаще добывать недостающие вкладыши приходилось либо в карточной игре в дурака, либо обменом. Однажды чтобы получить редкие экземпляры пожертвовал картриджем от Dendy, — пояснил Дмитрий.

[в 1993 году стоимость картриджа для 8-битной консоли начиналась от 250 рублей, тогда как жвачка Turbo продавалась по 50 рублей за штуку]

В его коллекции насчитывается около 300 вкладышей, но только потому, что жвачки Turbo как появились неожиданно, так и пропали практически в один миг, а потому пришлось переключиться на другие интересы.

Согласен, подборка у меня небольшая, но никогда не было мысли расстаться с нею, просто потому, что это часть жизни и напоминание о детстве, в котором было не так много ярких событий и возможностей, в отличие от тех, что есть сейчас, — подытожил свой рассказ Дмитрий.

Феномен Turbo

Так в чем же секрет такой популярности турецкой жвачки и ее содержимого? По мнению основателя сообщества единомышленников «Вкладыши TURBO» в социальной сети «ВКонтакте» Гамлета Ортикова, скорее всего, все дело в определенных условиях, которые сложились в России в то время.

Наш рынок для иностранных продуктов был закрыт, и ничего легко доступного тогда не было. А когда на наших прилавках стали появляться такие интересные детям продукты как: напитки, шоколадки и, конечно, жвачки с вкладышами внутри, то для нас это было что-то невероятное и очень интересное. Мы и покупали-то их зачастую ради самого вкладыша. А так как они все пронумерованы, был азарт собрать все возможные номера», — считает Гамлет.

[полное собрание Turbo, по информации эксперта, включает более 2000 вкладышей, разбитых на 22 серии]

Интерес к вкладышам существовал в те годы и за пределами России — в Болгарии, Венгрии, Польше и некоторых других странах.

Туда, кстати, поставляли самую редкую первую серию жвачек, которые сейчас особенно ценные. Однако такой ажиотаж среди детей того времени был только у нас, — добавляет Гамлет.

Сам он, как и многие, увлекся вкладышами в детстве, но спустя какое-то время оставил свое хобби.

В 2011 году я нашел свои коллекции и решил, что, возможно, кому-то будет интересно увидеть их, и кто-то захочет показать свои. Так и появилась идея создать группу в социальной сети, чтобы собрать людей в одном месте, общаться и обмениваться вкладышами, — рассказал Гамлет.

В сообществе, которым он руководит, состоит более 9,5 тысячи человек.

Мы наладили прочную связь с иностранными коллекционерами и поддерживаем с ними общение. Они достаточно часто публикуют объявление в моем сообществе коллекционеров. Что-то у них есть интересное, а что-то у нас. Так и обмениваемся, — пояснил Гамлет.

Он считает, что у взрослых мужчин до сих пор силен интерес к вкладышам Turbo, потому что велико чувство ностальгии по детству.

Лично у меня практически ничего не осталось из тех времен. Вот только эти вкладыши и, быть может, пара любимых игрушек. К тому же, многим хочется дособирать то, что тогда не удалось. Так сказать, «добить» коллекцию до полной, — полагает эксперт.

Что касается ценности коллекций, то самые дорогие вкладыши представлены в первой серии, жвачки с которой в Россию не поставлялись.

[согласно данным сайта Fantiki-turbo.ru, средняя стоимость редких вкладышей начинается от 7000 рублей. Те, что поставлялись в Россию, оцениваются от 10 до 400 рублей. Те, что с различными опечатками, по аналогии с бракованными монетами, оцениваются в несколько тысяч за штуку]

В 2011 году мне некоторые редкие экземпляры предлагали по 500–1000 рублей, а спустя 8 лет был установлен рекорд по цене — 65 000 рублей за вкладыш, — пояснил Гамлет.

Те серии, которые были распространены в нашей стране, вряд ли достигнут такой же высокой стоимости, но ценники на них тоже растут. В отличие от интереса со стороны подрастающего поколения.

У современных детей свои увлечения, по которым они будут ностальгировать через 30 лет. Даже не представляю, как можно было бы привлечь внимание нынешних подростков к вкладышам из жвачек. Я, например, пробую это делать через TikTok, и некоторые мои видео набирают миллионы просмотров, но дети не совсем понимают, в чем фишка. Но когда они показывают эти ролики своим родителям, то потом передают от них слова благодарности, — резюмировал Гамлет Ортиков.

Кстати, оригинальные жевательные резинки Turbo 1990–1992 годов производства все еще доступны в продаже на электронных заграничных аукционах. Начальная стоимость — от 45 долларов за штуку.

Ранее мы рассказывали о том, какие редкие и уникальные автомобили иностранного производства можно встретить на улицах Нижнего Новгорода.

За помощь в создании материала выражаем благодарность Гамлету Ортикову, основателю сайта Fantiki-turbo.ru и сообщества «Вкладыши TURBO» в социальной сети «ВКонтакте».