«Водитель кобылы»: Главархив рассказал о профессии извозчика
«Я не извозчик, я — водитель кобылы!» — слова из старой песни Леонида Утесова напоминают о давно исчезнувшей профессии. Историю ее возникновения и исчезновения можно восстановить по документам из Главархива Москвы. Издавна на Руси были люди, занимавшиеся извозом пассажиров и грузов за плату. Так возникло название профессии «извозчик». Для крестьян, которые отправились в город со своими лошадьми, этот способ заработать стал самым распространенным.
До второй половины XVIII века извоз существовал без особых правил, запрещались только опасная езда и битье кнутом прохожих. Регламент работы для извозчиков был введен при императрице Екатерине II. Появился акцизный платеж (налог на право заниматься извозом), стали выдавать специальные номера для извозчиков, которые было необходимо крепить к одежде. Позже номера для одежды заменили номерным знаком, который прикреплялся сзади транспортного средства, как и сейчас. Несмотря на указ, извозчики долгое время игнорировали необходимость ездить с номерным знаком, чтобы их не наказывали за нарушения.
Конкуренция была жесткая, потому что количество наемных экипажей в городе никем не ограничивалось. Чтобы приманить богатых седоков, более обеспеченные извозчики щедро украшали себя и свои экипажи. Дошло до того, что в 1801 году московский военный генерал губернатор Иван Салтыков запретил московским извозчикам иметь позументы и другие блестящие украшения из золота и серебра на платьях и экипажах. В Главархиве сохранился рапорт московского обер-полицмейстера об исполнении этого указа.
О конкуренции между многочисленными извозчиками также можно узнать из других сохранившихся документов. Например, из рапорта главы московской полиции военному генерал-губернатору Дмитрию Голицыну за 1821 год о стоянке наемных экипажей возле Петровского (сейчас — Большого) театра. Так как частных экипажей после окончания спектаклей было много, то решено было сделать для них стоянку около Экзерциргауза (сейчас — Манеж), чтобы не создавать пробок. Рапорт об организации стоянки сохранился в Главархиве.
К середине XIX века извозчики делились на три разряда. К первому разряду относились самые дорогие экипажи: кареты, коляски, возки, пролетки и сани с теплой полостью, рассчитанные на пару лошадей. Извозчики первого разряда звались «лихачами» и брали с седоков по 60 копеек в час(на эти деньги можно купить пуд ржаной муки) не особо любили показывать свои номерные жетоны при столкновениях с полицией, поэтому вскоре всех обязали крепить номера сзади возков. Ко второму разряду относились более дешевые экипажи: одноконные пролетки и сани с полостью. Экипажи этого разряда можно было отличить по номеру на желтой жестяной табличке. Стоимость проезда составляла 35 копеек в час. А в третий разряд входили самые дешевые извозчики – знаменитые «ваньки», ездившие на санях или дрожках с номером из белой жести. Стоимость проезда составляла 20 копеек. У всех извозчиков были книжки, где был расписан прейскурант, и они были обязаны предъявлять их по требованию пассажиров. Проект об учреждении таксы для извозчиков Москвы и правила ее установления по разрядам также можно найти в Главархиве.
Извозчики благополучно существовали до 1920-х годов, когда в Москве появились первые автомобили-таксомоторы (такси). С увеличением их количества извозчики постепенно исчезли.
С материалами можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея