2 декабря Музей Тропинина открывает выставку «Мода на чай».

Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч в пределах Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.

На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова – рисовальщика посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806 гг). Серия графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств, хранилась в фондах и прежде не экспонировалась в музее Тропинина.

В конце XVIII – начале XIX вв. чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада. В это время Москва заняла место столицы русской чайной торговли, лидера чаепотребления и законодательницы традиций чаепития.

В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты московских купцов первой половины XIX в. Представленные на выставке портреты членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных и их ближайшего родственного окружения Варенцовых, Мазуриных, и Алексеевых исполнены выдающимися художниками своего времени: В.А. Тропининым, П.А. Дубровиным, К.А.Горбуновым и др. – элита московского купечества, открывшая России известных меценатов, коллекционеров, деятелей литературы, искусства, науки, медицины, промышленности, дипломатии, общественного самоуправления.

В XIX в. Москва стала центром чайной торговли и традиций русского чаепития, сюжеты которого воплотились в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах. В графических и живописных произведениях К.-В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П. А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.

Чай повлиял и на женскую моду второй половины XIX - начала XX века. Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. В экспозиции представлены редкие образцы подобных платьев из собрания Фонда историка моды, коллекционера Александра Василева.

Директор Музея В.А. Тропинина Ольга Журавлёва отмечает: «Наш музей – исторический особняк, расположенный в самом сердце Замоскворечья. Представители последней купеческой династии Петуховых, владевшей домом, славились своим гостеприимством, приглашали, в том числе, и на чай культурную элиту начала XX в. – композитора Александра Скрябина, Виктора Борисова-Мусатова. Нам важно отметить участие в выставочном проекте «Мода на чай» как частных коллекционеров, так и музейных институций. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай».