Никакого "Секрета" здесь нет: премьера мюзикла "Ничего не бойся, я с тобой"

Свою постановку "Ничего не бойся, я с тобой" авторы относят к жанру джукбокс-мюзикла, в основе которого — знакомые хиты, лежащие на подкорке у любого человека, способного воспринимать современную и не очень музыку. Изначально же джукбокс — это нашпигованный пластинками музыкальный автомат в баре, уступающий любому домашнему проигрывателю, рассчитанный на публику, не ищущую изысканных развлечений, отдыхающую душой и телом после пары кружек пива или чего покрепче. В основе "Ничего не бойся, я с тобой" — в первую очередь песни группы "Секрет", ставшие популярными благодаря двум их виниловым пластинкам, так что аналогии напрашиваются сами собой.

Никакого "Секрета" здесь нет: премьера мюзикла "Ничего не бойся, я с тобой"
© ТАСС

По "Секрету"

Феномен бит-квартета "Секрет" кроется как в абсолютной гармонии времени и места возникновения, в композиторско-поэтическом таланте, так и в несомненном обаянии каждого из участников — Максима Леонидова, Николая Фоменко, Андрея Заблудовского и Алексея Мурашова. Добавим сюда профессиональное актерское образование первых двух, крепкую рок-н-ролльную "накачку" остальных и получим отменный коллектив, создавший в конце 80-х годов несколько десятков блестящих рок-хитов.

Бит-квартет начал свой путь в стенах Ленинградского рок-клуба, при доброй поддержке лидера группы "Зоопарк" Майка Науменко. Условно, благодаря хитам "Я люблю буги-вуги" и "Мажорный рок-н-ролл" бит-квартет приняла рок-аудитория, любовь же массовой публики была завоевана с помощью мастерства в написании ярких шлягеров и лирических баллад.

Время от времени "Секрет" объединяется для празднования юбилеев команды, а в 2003 году музыканты записали песню "Ничего не исчезает", ставшую уверенной заявкой на, увы, несостоявшуюся победу. Восемь лет назад "Секрет" выпустил пластинку "Все это и есть любовь", в целом неплохую, но опоздавшую по смыслу, настроению и исполнению лет на десять, поэтому оставшуюся почти незамеченной. Стало ясно — время "Секрета" ушло безвозвратно. Впрочем, удачные реюнионы, после которых музыканты возвращались в строй всерьез и надолго, и в мировой рок-истории можно пересчитать по пальцам.

Не слишком повезло группе и с жизнеописанием их веселого пути. Книга "Есть у нас один "Секрет" была торопливо собрана и издана к какому-то юбилею бит-квартета, другая — "Это "Секрет"? Игра в "Битлз" — напоминает снисходительно-развязное повествование эстрадного конферансье, часть историй из которого невозможно воспринимать без определенной доли брезгливости.

После третьего звонка

Почему так вышло с действительно талантливыми и яркими музыкантами, сказать сложно, но остались их песни. Те самые несколько десятков настоящих хитов, удивительным образом не состарившихся и отлично звучащих и сейчас. Пускай и с легким налетом ностальгии.

Не попробовать вернуть эти песни широкой аудитории "хоть тушкой, хоть чучелом", извините, хоть через мюзикл — неосмотрительно. Тем более что участники "Секрета" — верные слуги Мельпомены: Леонидов и Фоменко талантливые выпускники ЛГИТМиКа, с самого начала делали в сценической подаче квартета огромный упор на шоу. Да и театр для них вообще штука первоочередная: все началось еще в 1983 году постановкой "Ах, этих звезды" и закончилось "Королем рок-н-ролла", отчасти ставшим причиной распада группы. В течение этого времени все музыканты, опять-таки с разной степенью успеха, работали в кино, а Фоменко даже сыграл своего наставника юности Майка Науменко в фильме с неясной судьбой под названием "Уездный город N". Леонидов больше делал упор на театр, в том числе и на сотрудничество с творческими группами мюзиклов, что, возможно, в итоге и вылилось в идею создания "Ничего не бойся, я с тобой".

За придание новых смыслов "секретовской" классике или даже "второе рождение" песен "Секрета", как уверенно заявляют авторы, взялась команда, известная своими работами в области жанра под руководством продюсера Дмитрия Богачева (главы театральной компании "Бродвей Москва"). Многочисленные афиши на стенах МДМ демонстрируют этапы долгой вахты — "12 стульев", "Красавица и чудовище", "Звуки музыки", Chicago, Mamma Mia, "Шахматы" — далее по списку.

Все так, но зал, а в первую очередь его звуковое оснащение, вероятно, добротно показавшие себя в других мюзиклах, оказались для нынешней постановки, мягко говоря, непригодными.

"Труднее сыграть, особенно — спеть"

Это выяснилось уже на открывающей действо песне "Ленинградское время", в процессе которой зритель знакомится с главными героями — Славой "Беспечным ездоком", Антоном и Денисом. Первый "барыжит" виниловыми пластинками с "запрещенкой", цитируя известный список табуированных рок-групп, где маразматично переплетались Sex Pistols, Pink Floyd и Тина Тернер. Делает это он, размахивая почему-то конвертами с абсолютно другими названиями, да еще и предлагая экземпляры альбомов The Beatles с автографами (!), что могло прийти в голову лишь буйно помешанному "продавану" даже в те годы.

Во время одного из разгонов несанкционированной торговли он знакомится с девушкой, которая не оставляет ему своих координат, но сообщает, что если судьбе будет угодно — они встретятся (привет фильму "Интуиция" с Джоном Кьюсаком и Кейт Бекинсейл двадцатилетней давности). Дальше начинается привычная для жанра наивная канитель с любовным треугольником, навороченными историями дружбы и метаниями: Слава взял на себя вину Артема, когда тот разбил отцовскую машину, за что вылетел из института и получил условный срок, но позже это не помешало ему уйти в загранку и стать матросом советского торгового флота. Сюжет с каждой минутой все больше напоминает детскую разноцветную пирамидку, а действо — нечто среднее между детским утренником и эстрадно-цирковым шоу. Ничего в этом плохого нет, но при чем здесь песни "Секрета"? Может быть, при том, что романтически-тусовочный флер в контексте языка культурной столицы гармонично "бьется" с музыкой, а иначе подошел бы и "Ласковый май"? Тоже ведь в каком-то смысле символ времени.

Больше двух десятков хороших "секретовских" песен, плотно звучащих на пластинках "Секрета" и на их концертах, начисто теряются в оркестровой трактовке. Выясняется, что, казалось бы, не очень сложные композиции, которые отменно удавались бит-квартету из четырех человек, абсолютно неподвластны оркестру мюзикла. Сомнительно, что подобное исполнение "секретовского" материала понравится их корневой аудитории, а поколению, воспитанному на героях вроде Дани Милохина или Клавы Коки, сам посыл этих песен и вовсе вряд ли "зайдет".

"Не говори мне: "Прощай!"

Оставим условное сценическое вождение артистов по грифам гитар и послушаем вокальное исполнение. Успешно с этой задачей справляются разве что Алиса и Кристина — две главные героини, имена получившие по известным песням "Секрета". Есть еще и Арина-балерина, но она молчит, лишь демонстрируя красивые па. Собственно, весь этот девичий состав и вытягивает остальное действо, когда даже вымученные аналогии (журналист Федоров — телеведущий Невзоров, очаровательная мажорка Кристина — хозяйка "Музыкального ринга" Тамара Максимова) начинают надоедать. Намеренно не привожу имена исполнителей, так как в мюзикле есть несколько составов, что говорит об уверенности авторов играть спектакль долго.

В финале своей творческой деятельности бит-квартет создал недолговечный проект рок-театр "Секрет" и сочинил пьесу "Двор", в которой Макс, Фома, Забл и Мура играли четырех друзей, собирающихся для того, чтобы спеть песни, которые тут же на сцене и оживали. Сюжет! Тем более что декорации к новому мюзиклу действительно сделаны блестяще: меняющиеся панорамы Ленинграда и интерьеры квартир, фрагменты крыш и даже парящий троллейбус оставляют надежду на то, что и после своего грядущего в следующем году 40-летия песни "Секрета" точно дождутся достойного "перерождения". Да и молодые люди, пришедшие посмотреть мюзикл, скажут: "Ничего не бойся, я с тобой!" не только друзьям-актерам, волнующимся накануне спектакля, но и друг другу.

Алексей Певчев