Эксперт о будущем крупных моллов: «Посещение ТЦ как формы досуга теряет привлекательность»
«Сокращение количества торговых центров в нынешних условиях неизбежно. Причин тут несколько. Первые трудности торговые центры испытали еще в пандемию. Онлайн торговля, получившая в то время импульс для развития, заняла определенную нишу, и трафик моллов уже не возвращался к допандемийному уровню. Следующей серьезной проблемой стал уход западных брендов. Ожидаемого замещения китайскими или турецкими товарами не произошло, российские производители не в состоянии заполнить арендные площади такого размера. Это серьезное падение доходов крупных торговых центров. Более того, на этом фоне изменилось потребительское поведение. Семейное посещение торгового центра как вариант проведения выходного дня, с посещением магазинов, кафе, кинотеатров теряет свою привлекательность. В этом смысле в самом выигрышном положении оказались небольшие районные ТЦ, которые изначально формировали пул арендаторов под ежедневные нужды: детские товары, химчистка, спортивная одежда, товары для животных. А поскольку большинство крупных ТЦ в ходе строительства привлекали кредитные ресурсы, то на момент серии кризисных явлений они столкнулись с трудностями в погашении долгов перед банками. Все это подталкивает владельцев к продаже данных имущественных комплексов. Другой вопрос, что покупателей в этой ситуации будет немного». Фото: РИА Новости/Валерий Мельников