Голландская живопись в Новом Иерусалиме
Сегодня, 9 декабря, в музее "Новый Иерусалим" начала работу выставка редких и малоизвестных публике картин, озаглавленная "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России". Она будет открыта до 14 мая. В экспозиции объединены около семи десятков полотен знаменитых голландских мастеров, многие из которых демонстрируются широкой публике впервые. Многие из них – достояния частных собраний. Россия принялась массово закупать европейскую "моду" в начале XVIII века, коснулось это и произведений искусства. Таким образом к нам пришли первые картины фламандцев. Какие-то из них попали в императорскую коллекцию, другие осели в частных домах. Сокровища коллекционеров дополнены экспонатами из государственных собраний музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Углича, всего девяти учреждений. Куратор проекта, доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков пояснил РИА Новости его замысел: холсты крупнейших мастеров того столетия, Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, поставлены в контекст уникальных работ других живописцев, чтобы выражать ключевые тенденции фламандской школы и дополнять друг друга. Смысловой осью выставки специалист назвал демонстрацию разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии. Представляет интерес и исследование взаимоотношений творческих индивидуальностей в рамках художественной мастерской. Несколько разделов экспозиции характеризуют процессы писания и продажи картин, то есть состояние арт-рынка Фландрии в указанную эпоху. Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков Гордость экспозиции – работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской. Впервые выставляется сюжет "Коронование Роксаны Александром Македонским" и достаточно редко показывалось полотно "Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира", созданное для серии, украшающей восточное крыло Люксембургского дворца в Париже. Не менее значимы и интересны творения Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса. От некоторых авторов в искусстве только и осталось, что одно полотно, попавшее на эту выставку. Отдельно надо отметить единственную картину, подписанную именем женщины – вероятно, уникальной для мужского мира того периода художницы Йоанны Вергаувен.