"Всё утро налаживала бриллианты, адски надоело!" В омском музее нашли головной убор Великой княгини
В Омском краеведческом музее показали удивительную находку. Во время осмотра сибирской коллекции в Омском краеведческом музее историк традиционного народного костюма, искусствовед и художник Андрей Боровский обнаружил кокошник Великой княгини. Это головной убор дочери императора Александра III Ксении Александровны, сестры императора Николая II с последнего бала-маскарада императорской семьи. 24 февраля (11 февраля). Вторник Встала около пол-одиннадцатого! Дети приходили. Опять налаживала кокошник и другие вещи! ...Иванова урод прислала мое платье в ¼ 8-го, и надо было ещё нашивать камни, я была в отчаянии - думала, никогда не буду готова. Апрак приехала меня одевать! Наконец меня облачили - камней нашили бездну (тяжесть большая), и я отправилась показаться Мама! Сандро был уже там (он уже надел свой кафтан и поехал вперед, боясь опоздать!) Мама обедали с Мишей, им мы понравились! (из дневника Великой княгини Ксении Александровны) Зацепка в исследовании - фотография с императорского бала 1903 года в Зимнем дворце, который прославился тем, что русская аристократия пришла на этот праздник в русских традиционных костюмах допетровской эпохи. К слову, Николай II очень интересовался историей костюма, ему очень нравился допетровский стиль. На Ксении Александровне был костюм русской боярыни, кокошник исполнен в традиции 17 века. - Бал был задуман в русском народном стиле. Участницы шили себе сарафаны, кокошники. Существует много легенд, связанных с этим балом. Некоторые исследователи говорят о том, что костюмы и фотографии, которые сохранились, нельзя считать подлинными, что они были сделаны намного позже, после Великой Отечественной войны. На студии Мосфильма снимали фильм о царской семье, об этом бале. И многие считают, что костюмы и какие-то элементы нарядов, которые сохранились, в том числе и в нашем музее, были пошиты для съёмок этого фильма. Но поскольку у нас есть документальное подтверждение поступления этого предмета в конце 20-х годов 20 века, считать эту легенду неверной мы вправе. Чуть позже была выпущена специальная колода карт, где участники этого бала были представлены в своих костюмах бальных. Ксения Александровна была в образе червовой дамы, - отметила главный хранитель историко-краеведческого музея Юлия Супрун. Интересный факт - в отличие от других костюмов, платье Ксении Александровны сохранилось. Оно представлено в Эрмитаже: отреставрировано, восстановлено. Но головного убора от этого костюма в комплекте не было. 23 февраля (10 февраля). Понедельник Петербург. Встала в 10. Все утро налаживала бриллианты на борту и кокошнике, так адски надоело, что мочи нет! Чувствую себя, как разбитая лошадь - отвратительно. (из дневника Великой княгини Ксении Александровны) Все костюмы бала-маскарада шили по эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов, созданным на основе исторических прототипов с использованием ювелирных украшений царской семьи. Кокошник княгини был украшен её личными драгоценностями. Затем они были сняты. О былом сиянии напоминают лишь вкрапления бархата разных цветов. Они должны были еще больше подсвечивать изумруды, рубины и алмазы. А кокошник в таком виде оказался в государственном музейном фонде, где собирались частные коллекции. И в 1927 году он попал в музей нашего города. - Известно, что работал над этим кокошником и Карл Фаберже. По существу, это оправа для драгоценностей Ксении Александровны, многие из которых были уникальны. Изготовлен кокошник из шёлковой ткани с металлизированной нитью. И такой сияющий эффект это создавало. Такой вот пышный бант сохранился очень хорошо. Сохранились вышивка - излюбленный русский мотив - древо жизни, золотое шитьё, которые были исполнены искусными мастерицами. Изготовлен кокошник был за достаточно короткий срок. Около полугода было у участников бала для подготовки к нему, - рассказала ведущий научный сотрудник отдела хранения Омского историко-краеведческого музея Оксана Дербуш. 27 февраля (14 февраля). Пятница Петербург. В пол-одиннадцатого поехали на бал к гр. А. Д. Шереметеву опять в наших костюмах, с которыми никак не можем расстаться. (из дневника Великой княгини Ксении Александровны) В ближайшее время специалисты планируют провести экспертизу ткани кокошника, чтобы определить дату его изготовления. А после утвердят план реставрационных работ головного убора из императорского собрания. Фото автора