«Север - Юг» – маршрут логистики нового времени

<p><b>Значимость проекта</b></p><p>Сам по себе коридор «Север — Юг» крайне важен для нынешней ситуации в логистике, поскольку выполняет сразу несколько задач: разгрузка перегруженного дальневосточного направления, логистика в обход европейских портов, прямой выход на перспективные рынки Ирана, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Африки, отмечает руководитель отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталий Чернов. </p><p>«Не уверен, что нужно создавать именно государственную судоходную компанию, но есть смысл подумать над созданием единого логистического оператора совместно с иранскими и азербайджанскими партнерами», — отметил Чернов. </p><p>В ходе Веронского Евразийского экономического форума, который проходил в Баку, первый вице-премьер Андрей Белоусов подчеркнул, что значимость маршрута «Север — Юг» связана не только с антироссийскими санкциями, введенными после начала боевых действий на Украине, но и в целом с изменениями на мировых рынках из-за смещения центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. </p><p>«Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции – контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки», — заявил Белоусов.</p><p><b>МТК «Север - Юг» наращивает объемы</b></p><p>В 2021 году через международный транспортный коридор было перевезено около 14 млн. тонн различных грузов. Транзит товаров по МТК «Север - Юг» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился за первые семь месяцев 2022 года на 350%, отметил глава иранской судоходной компании «Khazar Sea Shipping Lines» Камбиза Джаханбани. </p><p>«Потенциал роста к 2030 году практически двукратный, до 32 млн. тонн. Переориентация грузопотоков сейчас важнейшая задача, поэтому необходимо усилить инфраструктуру портов Каспийского бассейна, модернизировать гидротехнические сооружения и портовые терминалы Астраханской области и Дагестана», – заявил замминистра транспорта РФ Александр Пошивай.</p><p><b>Мультимодальный маршрут «Север – Юг»</b></p><p>Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг» было подписано в 2000 году и ратифицировано двумя годами позднее. Постепенно к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия и Турция. </p><p>МТК «Север - Юг» начинается в Санкт-Петербурге и заканчивается в индийском порту Мумбаи. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Протяженность МТК «Север - Юг» — 7200 км. Коридор связывают морские, железнодорожные и автомобильные маршруты. </p><p>Первая линия — «Транскаспийская». Маршрут пролегает через российские морские порты «Оля» в Астраханской области и «Махачкалинский торговый порт», а также иранские морские гавани: Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад. </p><p>Второй — «Западный» ж/д маршрут пока не достроен, ветка пройдет через погранпереход Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с выходом на иранский пункт пропуска Астара. </p><p>И, наконец, третья — Восточная ветвь коридора пролегает по железной дороге через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. Конечная точка — иранские погранпереходы Серахс и Акяйла Инче Бурун. </p><p>Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего коридора из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой. </p><p>На западном маршруте МТК «Север - Юг» реализуется большинство проектов первой, приоритетной, группы. Один из них - строительство автомобильных обходов Владикавказа, Астрахани, Махачкалы, Дербента и Хасавюрта, модернизация железнодорожных линий «Алят – Астара» и «Сумгаит – Ялама». </p><p>Немало объектов предполагается построить и в других странах. В итоге вложения в инфраструктуру потребуются не только в России, но и в Казахстане, Азербайджане, Иране и других государствах.</p><p><b>Создание цифровой модели</b></p><p>Директор морского торгового порта «Оля» Александр Мельников предложил создать цифровую модель МТК «Север - Юг», чтобы четко представлять алгоритм движения контейнеров на протяжении всего пути, понимать, где узкие участки пути, а также какое количество флота надо заказать для обслуживания маршрута. При этом он считает также, что эту работу можно поручить астраханским вузам. </p><p>«Какой нужен флот, какой контейнеровместимости, какие должны быть складские площадки и терминалы для приема и разгрузки товаров - сегодня, конечно, сказать сложно. Для анализа алгоритма движения контейнеров на всех участках коридора «Север - Юг» удобно иметь цифровую модель», - пояснил Мельников. </p><p>Такая модель, по мнению Мельникова, поможет также оценить порядок инвестиций. В Евразийском банке развития (ЕАБР) подсчитали стоимость инфраструктуры МТК и озвучили сумму в $38,2 млрд. Все инвестиционные проекты в ЕАБР разделили на три группы по степени их приоритетности. Для создания приоритетных объектов потребуется более $10 млрд. Эти расходы преимущественно лягут на плечи России.</p><p><b>Мнения экспертов</b></p><p>«Создание судоходной госкомпании для работы на международном транспортном коридоре «Север — Юг» будет полезно для такого масштабного проекта. Идут обсуждения организационной формы, кто и как сможет участвовать: государство или бизнес — судоходные компании, судовладельцы», — считает глава Росморречфлота Захарий Джиоев. </p><p>Предложение о создании совместной компании — скорее политический жест по отношению к соседним странам, практического смысла в таком операторе нет, в свою очередь, считает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. </p><p>От властей на этом коридоре зависит очень много всего, например, дноуглубительные работы в портах Каспийского моря, отметил Блинкин. Но как только вопрос с транспортной инфраструктурой и таможенными формальностями будет улажен, бизнес сам решит, как возить грузы, считает эксперт. </p>