Войти в почту

От живописи фламандцев до современной скульптуры: какие выставки посмотреть на каникулах

Из-за пандемии многие выставки готовились на протяжении нескольких лет или попросту откладывались. Зато теперь в музеях Москвы одновременно проходит так много интересного, что легко растеряться, куда именно отправиться за дозой прекрасного. О десяти ярких выставках рассказывает редактор раздела культуры ТАСС Дарья Шаталова.

От живописи фламандцев до современной скульптуры: какие выставки посмотреть на каникулах
© ТАСС

Дягилев. Генеральная репетиция

В Новой Третьяковке до 5 февраля

Один из самых громких проектов за последнее время, который еще долго будут вспоминать. Хотя бы потому, что в планах Третьяковской галереи — создание Дягилевского зала. Масштаб выставки, посвященной 150-летию великого импресарио, получился под стать фигуре Дягилева. Помимо многочисленных артефактов эпохи "Русских сезонов", в экспозиции разместили балетный станок и зеркала.

Дягилев не был ни художником, ни режиссером, ни композитором, он был визионером. Благодаря своему чувству прекрасного и организаторским способностям он влюбил весь мир в русское искусство, особенно в балет, а еще оказал влияние на развитие моды, танца, музыки, живописи и в целом культуры XX века. Вопрос "Как так получилось?" отпадает сам собой, когда рассматриваешь на выставке концептуальные даже по современным меркам эскизы декораций и платьев, старинные афиши и снимки. Среди уникальных экспонатов — пуанты Тамары Карсавиной и аутентичные костюмы, в которых выступали артисты дягилевской антрепризы.

Александр Савинов. Миражи

В Музее русского импрессионизма до 22 января

Написанные воздушными мазками сады, мечтательные девушки в летящих накидках, ветви, сплетающиеся в орнамент, сказочные цветы — своей легкостью и недосказанностью картины Александра Савинова завораживают. Современники любили художника и называли его "умиротворенным Врубелем", однако в наши дни он оказался почти забытым.

В начале ХХ века Савинов был видным символистом: сотрудничал с мирискусниками, с художниками кружка Борисова-Мусатова. Ездил в Европу, чтобы вдохновляться работами старых мастеров и итальянскими пейзажами. В живописи он стремился к ощущению чистой, незамутненной красоты, отрешенности. После революции Савинов не сумел приспособить свое искусство к госзаказу, хотя пытался — обратите внимание на картину "В парке культуры" (1940), редко увидишь такое ажурное обрамление советского сюжета. Как и у Врубеля, жизнь Савинова закончилась трагично — он умер от истощения в блокадном Ленинграде в 1942 году. Но жизнелюбие и свет, которыми наполнены даже последние его работы, невероятно согревают.

Мир как беспредметность. Рождение нового искусства

В Еврейском музее и центре толерантности до 19 февраля

Год назад выставка, посвященная школе Казимира Малевича и его ученикам, шла в Ельцин-центре, теперь ее можно посмотреть в Еврейском музее. Почти 100 работ, собранных по всей России, рассказывают о пути супрематистов и их экспериментах. Пока изысканное искусство модерна растворялось вместе с империей, авангардисты — и в частности Малевич с деревянной ложкой в петлице — устраивали скандальные выставки "Бубнового валета", а вместе с ними и культурную революцию. Художники отвергали прежние традиции живописи, выбирали принципиально простые формы, открытые цвета и горели своими идеями настолько, что Малевич даже назвал дочь Уной в честь объединения УНОВИС ("Утвердители нового искусства").

Чтобы посетители лучше понимали мотивы и стремления супрематистов, создатели выставки сделали ее интерактивной: через qr-коды можно слушать монологи художников и соотносить их истории с картинами вокруг. Помимо Малевича, в экспозиции представлены работы Михаила Матюшина, Павла Филонова, Марка Шагала, Анны Лепорской, Николая Суетина, Роберта Фалька и других ключевых для направления авторов.

Надежда Лихогруд. Память заполнена

В ММОМА до 5 февраля

Популярность скульптору Наде Лихогруд принесли небольшие фарфоровые статуэтки — дети в карнавальных и плавательных костюмах, с бубликами или игрушками в руках. За работами молодой художницы на арт-ярмарках охотятся опытные коллекционеры, а в ММОМА сейчас проходит ее первая персональная выставка.

Надежду вдохновляют воспоминания о постсоветском детстве и наблюдение за приметами современности. Для выставки она специально создала новые работы, более масштабные. Первая серия Saved напоминает галерею сохраненных в смартфоне фотографий и в то же время советскую плитку. Основной мотив серии Highlight — круг. С одной стороны, он ассоциируется с популярным во многих мобильных приложениях и мессенджерах форматом "кружков", с другой — отсылает к барельефам в московском метро. Если раньше скульптуры Нади были пастельных, будто выцветших оттенков, то в этот раз она вовсе отказалась от красок. Квинтэссенцией "белого проекта" и метафорой памяти стала серия "Облако", которую тоже можно увидеть на выставке.

Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России

В Музее "Новый Иерусалим" до 14 мая

Музей "Новый Иерусалим" находится не в Москве, а в Московской области, но доехать туда на каникулах стоит: можно посмотреть картины, а после погулять — рядом Новоиерусалимский монастырь и старинные церкви, река Истра.

Выставка переносит в XVII век и знакомит с эпохой расцвета школы фламандцев — тех самых, что писали пышные натюрморты, вдохновлялись библейскими сюжетами и героями античных мифов. Центральной в то время была фигура Питера Пауля Рубенса — в "Новом Иерусалиме" можно увидеть его картину "Коронование Роксаны Александром Македонским". Прежде в России ее не показывали. Всего на выставке 67 работ, среди авторов — Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный и другие мастера. Есть совсем редкие вещи: например, единственная подписанная картина женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.

Голландская палитра Пола Брунса

В Галерее Люмьер до 26 февраля

Пол Брунс — современный голландский фотограф, в Галерее Люмьер проходит его первая в России персональная выставка. Специализируется Брунс на архитектурной съемке — достаточно популярный жанр, однако художнику удалось найти в нем свой неповторимый, отличающий его от остальных стиль: фотографии Пола напоминают абстрактные картины. А иногда — кадры из фильмов Уэса Андерсона.

Путешествуя по городам и странам, Пол ловит в объектив рифмы, возникающие в городском пространстве: симметричные окна, зеркально расположенные лестницы, необычно спроектированные конструкции и их тени. Ритм, цвет и геометрия — основные элементы в художественном языке Брунса. "Я надеюсь, что благодаря моей работе зрители научатся ценить и наслаждаться визуальной музыкой, которая нас окружает", — говорит автор.

Мельников

В Музее архитектуры им. Щусева до 23 января

Совместно с ВТБ Музей архитектуры подготовил первую за много десятилетий масштабную выставку Константина Мельникова. Многие из нас помнят Мельникова как автора необычного дома-цилиндра в Кривоарбатском переулке. Некоторые знают, что он был создателем первого саркофага для Ленина. Однако художественное наследие авангардного архитектора куда богаче, а его жизнь была полна и триумфов, и поражений — выставка позволит в этом убедиться.

В экспозиции представлено более 200 экспонатов: среди них есть чертежи и эскизы как известных реализованных проектов, так и оставшихся только на бумаге. Можно посмотреть графические работы и живопись Мельникова — между прочим, он учился у Константина Коровина и начинал свою карьеру как художник, фотоматериалы и личные вещи, привезенные в том числе из закрытого на реконструкцию дома-музея на Арбате.

Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко

В павильоне "Рабочий и колхозница" ВДНХ до 24 января

Не выставка, а машина времени, которая перенесет из заснеженной Москвы и павильона "Рабочий и колхозница" в "ревущие" 1920-е, на коктейль к героям Фицджеральда. Сверкающие кристаллами и стеклярусом вечерние платья, аксессуары с перьями, невероятной красоты туфли и сумочки, корсеты и нижнее белье: в основе экспозиции — коллекция аутентичных вещей, которые модницы носили 100 лет назад.

Есть платья, созданные именитыми дизайнерами, такими как Поль Пуаре, Жанна Ланвен, Мариано Фортуни, Эдвард Молине, их работы запросто можно назвать произведениями искусства. Представлены наряды и от безымянных модельеров, но сомнений в том, что все вещи на выставке были частью чьей-то красивой жизни, не возникает. Кроме одежды, можно посмотреть обложки винтажных модных журналов, нарисованные Эрте, Леоном Бакстом, Владимиром Бобрицким, Павлом Челищевым. Полностью погрузиться в эпоху джаза и даже почувствовать ее ароматы позволяют парфюмы из коллекции искусствоведа Элины Арсеньевой.

Придумано и сделано в России

Во Всероссийском музее декоративного искусства до 28 февраля

Биеннале "Придумано и сделано в России" — результат всероссийского конкурса дизайна, который музей проводит уже в третий раз. На выставке представлены более 200 экспонатов, сделанных современными российскими дизайнерами, — предметы мебели и интерьера, текстиль, посуда, игрушки.

Главная цель и конкурса, и выставки — открыть новые имена в дизайн-сообществе нашей страны и доказать, что отечественные мастера могут создавать вещи, не уступающие по оригинальности и качеству экспонатам европейских салонов Maison&Objet и Dutch Design Award. "Потенциал наших креативных индустрий зависит от того, как взаимодействуют между собой творчество с возможностью воплощения идеи в производстве. Наша выставка важна именно с этой точки зрения. Мы хотим показать, что в России у креативных идей огромный потенциал. Многие вещи уже прямо сейчас можно производить в массовом порядке", — рассказала Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.

Всеобщий язык

В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина до 19 марта

Как люди общались между собой в разные эпохи? Как заключали договоры и решали повседневные проблемы? Как вели светские разговоры, о чем писали друг другу? Были ли тайные жесты, как зашифровывали послания? Новая выставка в Пушкинском музее посвящена исследованиям форм человеческого общения через предметы искусства.

Кроме "говорящей" живописи, в экспозиции представлены древние папирусы и клинописные таблички, новгородские берестяные грамоты и долговые расписки, личные письма и дипломатические документы из архивов. Через визуальные образы на картинах и строки, написанные сотни лет назад, мы можем проследить, как менялась коммуникация и технологии, обеспечивающие ее.

Дарья Шаталова