Мать-основательница новейшей британской моды: Александр Васильев о Вивьен Вествуд

Вивьен Вествуд родилась в Великобритании в 1941 году и прожила очень красивую интенсивную творческую жизнь. Главный же вклад Вивьен в моду был связан в первую очередь с движением панк.

Мать-основательница новейшей британской моды: Александр Васильев о Вивьен Вествуд
© ТАСС

Культовый дизайнер-женщина

Это движение родилось в Великобритании очень рано — еще в 1970-е годы. К нам в Россию оно пришло позже — думаю, где-то в начале 1990-х, поэтому мы ассоциируем панк с другим периодом.

Панки же были альтернативой хиппи и были безумно важны для создателей моды своей любовью к черному цвету, коже и металлу. Первый бутик, открытый Вивьен в Лондоне, среди прочих названий в разные годы в 1974–1976 годах именовался просто Sex — от британской группы Sex Pistols (панк-группа, где ее второй муж Малкольм Макларен был менеджером и идейным вдохновителем). Этим она не только шокировала общество, но и привлекла к себе безумное внимание как женщина-дизайнер альтернативной, я бы сказал, неукротимой моды.

Ее популярность дошла до пика в 90-е годы XX столетия — тогда же она получила титул дамы-офицера ордена Британской империи из рук королевы Елизаветы II. В этот же период Вивьен Вествуд изменила свое направление дизайна в сторону историзма. В ее коллекции было много аллюзий на елизаветинскую, викторианскую, шекспировскую эпоху XVI века. Часто, одеваясь в реальной бытовой жизни, Вивьен подражала самой королеве Елизавете, тем самым популяризируя ее образ. Кроме того, она была мастером шотландской ткани — у нее наблюдалось обилие костюмов различных сочетаний шотландки, это было очень значительно.

Став культовым дизайнером-женщиной (а это очень важно, потому что все-таки большинство дизайнеров в мире — мужчины), она стала флагманом британской модной индустрии. Кроме того, отмечу, что и финансово она была крайне успешна: считается, что к моменту ее кончины ее состояние превысило $50 млн — для дизайнера это очень и очень хорошая сумма. Ее сын Джо Карр также открыл бренд одежды, связанный с нижним бельем, — это направление называлось Agent Provocateur и тоже достигло очень высоких продаж. Она трижды была замужем, а ее последний муж был гораздо моложе ее — австриец и ее ученик.

Поздние годы

На последние годы ее работы, естественно, влиял ее возраст. Все-таки ей было за 80 лет — в это время уже трудно творить. Следует учитывать, если вы продолжаете активно заниматься дизайном в столь почтенном возрасте, то вы уже большой молодец. Как правило, модой увлечены люди 20-летнего возраста и уже в 30 этот пыл уходит. А Вивьен, дожив до 80 лет, продолжала активно работать, создала свой бренд, который пользуется такой большой популярностью и уважением в мире, — это, конечно, большое свершение.

Есть в России один дизайнер, который внешне немного ее напоминает мне, — это петербургский дизайнер Татьяна Котегова — тоже рыжеволосая, возрастная и очень предана моде. Но, конечно, у каждого человека все же свой стиль в этом мире.

Вивьен Вествуд вела и очень большую общественную работу: постоянно участвовала в каких-то манифестациях; пыталась спасти людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Всего два года назад она даже выставила себя в костюме канарейки в большой клетке для птиц, когда ратовала в поддержку основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа. То есть она была и ярким общественным деятелем. Очень верила в возможность счастливого социального исхода из разных ситуаций.

Прежде всего — британский модельер

При этом такая ее провокационность — это истинно ее черта. Она верила, что панковская культура — это культура провокаций, а она была очень большой поклонницей этого направления. По образованию Вивьен была художником и много рисовала, но именно мода подарила ей то, кем она стала и из-за чего мы ее так тепло вспоминаем. Однако никто в мире не вечен. Постепенно из жизни уходят все. Она же оставила очень красивый и памятный след.

Ее вклад в британский социум и в моду этой важнейшей европейской страны очень велик, и сегодня о ней говорят действительно с благодарностью за все то, что она делала на протяжении долгих лет. Если говорить — британский она дизайнер или международный, то я бы сказал, что именно британский. Одно время она очень поддерживала, например, идею независимости Шотландии и пыталась помочь ее отсоединению. Правда, это скорее ее политические взгляды, которые я не берусь обсуждать.

С уходом каждого дизайнера от нас уходит какой-то определенный стиль, но этот стиль продолжается во всех тех, кто был под ее влиянием. Например, Александр Маккуин, который испытал немалое влияние от этой неутомимой создательницы моды, а также Джон Гальяно. Почти все дизайнеры Великобритании чтят ее практически так же высоко, как в России чтят культ Вячеслава Михайловича Зайцева. Думаю, она для них — мать-основательница новейшей британской моды.