"Надеюсь, до скинни мы не дойдём". Омский молодой дизайнер о том, куда движется современная мода
Ирина Вдовина учится на третьем курсе кафедры дизайна костюма ОмГТУ. В 2020 году девушка получила гран-при конкурса авторских платков "Образы покрова", а в ушедшем 2022-м на конкурсе молодых дизайнеров "Сибирская этника" поразила гостей образом, в котором передала красоту русской зимы с помощью текстиля. Мы поговорили с Ириной о том, что диктует сегодняшняя мода, как бренды стремятся заработать на эко-теме, о возвращении 90-х и об идее создания бренда "минус-сайз". - Ира, когда у тебя появилась страсть к дизайну одежды? - Недавно я наткнулась на своё школьное портфолио класса третьего или четвёртого, и там был лист "Кем я хочу стать". И к моему удивлению, там было написано, что, когда я вырасту, я хочу стать модельером. Хотя, когда поступала, собиралась я идти на графический дизайн. Но, обучаясь на кафедре дизайна костюма и всё больше погружаясь в эту профессию, поняла, что это моё и я не жалею, что выбрала это направление. - Как родилась идея впечатляющего образа, который ты представила на конкурсе "Сибирская этника-2022"? - У нас есть предмет "Проектирование в материале", и в прошлом семестре мы учились на нём разработке и созданию рубашки. Мне это очень понравилось, потому что я обожаю рубашки и сама постоянно в них хожу. И я подумала, почему бы на "Этнику" не сделать рубашку? Уже в процессе рисования эскизов родилась идея совместить современную классическую мужскую рубашку с русской рубахой, которую носили крестьяне. Рубашка стала главной составляющей образа, затем родились шорты, которые многим очень понравились. Они сшиты из стёгального полотна - это когда сшиваются два материала, между ними протягиваются нитки и получается такая наполненная ткань. Кстати, они очень тёплые, я их даже надевала, когда нам отопление отключали (смеётся) . Образ дополнил платок. Он сделан в традиционной технике "мережка". В создании платка мне помогала мама. Она специально приезжала из другого города, чтобы мне помочь - вместе с ней мы выдёргивали ниточки, чтобы платок стал пушистый. В общем, получился такой очень нежный образ. Я его назвала "воплощение зимы", когда полностью увидела. У меня ещё модель была блондинка, и, когда она шла по подиуму, казалось будто её припорошило снегом. Образ "Почерк русских", номинация "Этногород" - Расскажи, какая атмосфера царит на дизайнерских конкурсах? - Очень вдохновляющая! В "Этнике" участвуют ребята из других городов, это круто, но большинство участников из нашего университета. Обычно в последние дни мы дошиваем свои конкурсные изделия вместе в одной лаборатории. Интересно то, что ты видишь в процессе как всё это выглядит, а потом, когда модель выходит на подиум, эффект усиливается втройне, ты смотришь и как будто ни разу не видел эти изделия, хотя ты смотрел, как их шьют. Вообще, когда видишь работы других участников, это очень вдохновляет: думаешь, что можно так же круто делать, что есть куда расти. И, конечно, всегда радуешься, что сам в этом участвуешь, ведь твою работу оценивает именитое жюри из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Кстати, до показа члены жюри заходят к нам за сцену пообщаться. Пока готовим моделей, мы им показываем свои изделия, рассказываем концепцию. И вот этот опыт общения и обратной связи от жюри очень классный. Мне очень понравилась ведущая программы "Одеть надежду" канала "Продвижение" Анна Тух. Ей понравились шорты в моём образе и она захотела рассмотреть их поближе. А ещё было приятно пообщаться с дизайнером Мариной Бутенко: она поделилась со мной полезными советами и пожелала дальнейших успехов. - Насколько тебе близка тема этники, народных традиций? - Всегда очень увлекательно "копаться" в этом. Возможно, кажется, что это легко - просто взять русскую рубаху и что-то к ней приделать (смеётся) . Но перед этим нужно изучить большой объём информации: как это всё шилось, почему у вещи такая конструкция и орнаменты. Кстати, у меня была курсовая работа, в которой я изучала кавказские ковры и делала на их основе современные принты. Этника - это огромный пласт информации, из которого можно черпать вдохновение, и, мне кажется, этот объём никогда не закончится. - Ты чувствуешь, что у тебя уже формируется свой собственный почерк как у дизайнера? - Ой, думаю, нет. У меня каждый раз получается что-то разное (улыбается) . У меня есть одногруппница, вот у неё чётко прослеживается свой определённый стиль. Если увидишь её рисунки или какое-то изделие, можно на сто процентов понять, что это она. Причём, у неё это с первого курса. А у меня такого нет. Не знаю, приду ли я к этому. Мне нравится постоянно пробовать что-то новое, необычное, что-то искать. На одном эскизе у меня классика, а на другом, к примеру, панк. - У тебя есть икона стиля? - Мне кажется, сейчас уже уходит эпоха, когда были какие-то кумиры, висели плакаты на стенах. По крайней мере, у меня никогда не было, чтобы я кого-то особенно выделяла, следила за кем-то в соцсетях. Я даже не запоминаю имён актёров и певиц (улыбается) . - А на что ориентируются дизайнеры твоего поколения? Чем продиктована мода сегодня? - Сложный вопрос однако. На что мы опираемся? Мне кажется, каждый раз по-разному. Мы стараемся черпать вдохновение из всего. Большое внимание мы уделяем этнике, истокам, традициям, которые можно трактовать совершенно по-разному. В некоторых своих работах ориентируемся на природные явления, потому что лучше природы не сделает никто. На каких-то конкретных дизайнеров мы редко опираемся, хотя наши преподаватели дают нам интересные задания, когда нам нужно разобрать ДНК бренда - то, что прослеживается у него из коллекции в коллекцию, анализируем определённые тенденции. - Ты часто анализируешь то, как одеты окружающие люди? - Да, бывает. Чем больше погружаешься в профессию, тем чаще начинаешь замечать то, на что когда-то ты даже не обращал внимания. Например, я езжу в общественном транспорте, и теперь моё любимое занятие - разглядывать в автобусе одежду людей и прокручивать в голове, как она была сделана, как была построена её конструкция. Иногда встречаешь интересные дизайнерские идеи в обычных пуховиках: какую-то тесьму пришили на необычном месте или интересно оформили карман. У нас довольно много предметов в университете, которые позволяют нам разобраться в конструкции, крое одежды. Хоть мы и дизайнеры, нас учат, как правильно создавать лекала, мы сами шьём руками и можем провести своё изделие от "а" до "я" - от создания идеи до сшивания его в единое целое. Например, я даже знаю, как должны быть сшиты шубы и дублёнки (смеётся). Теперь, кстати, сложнее в магазине выбрать себе одежду, потому что везде замечаю какие-то косяки, несостыковки. - Подскажи, на что стоит обратить внимание покупателю, чтобы понять, качественно ли сшита вещь, или производитель схитрил? - Во-первых, строчка должна быть проложена ровно. Естественно, ничего не должно ниоткуда торчать. В этом случае у вещи может быть слабое натяжение нитей, и при носке и стирке выбившиеся петли будут рваться, а швы расходиться. Обращайте внимание на состав вещи. Кстати, недавно я была в магазине, увидела футболку с этикеткой "стопроцентный переработанный хлопок". Сейчас бренды очень любят "хайпить" на эко-тематике: потребители видят, что вещь из переработанного материала, а значит, покупая её, они заботятся об окружающей среде, и их это очень привлекает. Но я решила посмотреть бирку, которая расположена внутри футболки. Что я там увидела - вообще ни слова о хлопке. 97 процентов полиэстера и ещё три процента эластана. Причём, это довольно известный бренд. Поэтому с большими зелёными этикетками "эко" надо быть осторожнее. Меня, кстати, очень привлекает тема экологии. Хочу в будущем сделать коллекцию, использовав в ней переработанный пластик. - Где сегодня в Омске можно стильно одеться в условиях, когда многие иностранные производители одежды ушли с отечественного рынка? - Мне кажется, хоть где. Я вообще не заметила на себе этот уход. У нас осталось много хороших брендов. Кроме того, с уходом иностранных премиальных марок одежды у нас освободился рынок, и у российских брендов есть хорошие шансы подняться в ценовом сегменте. Сейчас стали очень поддерживать отечественных дизайнеров: государство выделяет различные субсидии, проводятся бесплатные форумы, в том числе и в Омске, где можно показать себя и привлечь внимание потребителей. Я думаю, в уходе иностранных брендов даже есть какой-то плюс: теперь большими шагами будет развиваться наше отечественное производство. - Ты бы хотела в будущем открыть собственное производство? - Да, я думаю над этим. Однако очень сложно вот так взять и создать свой бренд, а потом ещё всё выпустить в производство и продать. Поэтому после окончания обучения я хочу сначала поработать на каком-нибудь производстве, чтобы узнать все тонкости изнутри, а уже потом открыть что-то своё. - А для какой аудитории ты хочешь творить? - Знаете, моя боль - это то, что я никогда не могу найти себе вещи по размеру. Как-то так получилось, что я очень маленькая и худая. Вот на мне сейчас рубашка размера что-то вроде XXS и штаны на возраст 11-13 лет при моих двадцати годах. Слава богу, что сейчас детей одевают стильно (смеётся) . Но если в Омске ещё можно найти вещи маленьких размеров, то в моём родном Тюкалинске это очень сложно. Пока я жила там, мне всё время вещи были большими, приходилось то ушивать их, то ремни носить. Почти вся одежда рассчитана на среднего потребителя, от 44 до 50 размера. Сейчас открывают много магазинов "плюс-сайз", потому что найти качественную красивую дизайнерскую одежду больших размеров тоже очень сложно. Но я никогда не встречала бренды, направленные на маленькие размеры. Поэтому у меня всегда были мысли создавать такую одежду, чтобы люди, как я меньше мучались (улыбается) . - Что тебя вдохновляет из мира искусства? - Обычно у меня рождаются какие-то идеи при просмотре картин. Небольшой спойлер: хочу в следующем семестре сделать коллекцию, основанную на картинах Пита Мондриана (нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи, - прим.ред.) . Мне очень нравятся его картины - красивые, но необычные, и меня в принципе привлекает авангардное искусство. - Как ты считаешь, стоит ли жертвовать комфортом ради красоты? - Вообще, сейчас глобальный тренд - это уют, комфорт и естественность. Потому что люди устали за все эти десятилетия от всего пышного, праздного, и сейчас они стремятся к чему-то очень простому и минималистичному. Но это, наверное, скоро поменяется. Уже начало меняться, ведь сейчас мода обратила своё внимание на 90-е. Снова входят в моду огромные меховые пальто, шапки-ушанки, леопардовые платья. - Значит, возможно скоро мы все снова будем носить узкие джинсы с заниженной талией? - Скинни? Надеюсь, что нет (смеётся) . Хотя сейчас заниженная талия - это очень популярно, я сама сижу в джинсах с заниженной талией, хотя раньше вообще её никак не воспринимала. Но, надеюсь, до скинни мы не дойдём. Хотя и сегодня можно носить скинни, если очень грамотно их сочетать с другими трендами. Говорят, мода циклична, но она не полностью повторяется, лишь некоторые моменты дизайнеры возрождают и по-новому переосмысляют. - У тебя есть любимый тренд из прошлого? - Мне в принципе нравится ретро-стилистика, эпоха стиляг. Люблю красить губы красной помадой, это тоже что-то из эпохи Мэрилин Монро. Красные губы, чёрное короткое платье, нитка жемчуга. Мне кажется, это неустаревающая классика. - Что ты больше всего ценишь в людях? - Целеустремлённость. Восхищают люди, которые, несмотря на преграды, продолжают идти к своим целям и добиваются их. Нравятся сильные личности, прямолинейные, честные. Обязательно эрудированные. Воспитанные, интеллигентные люди с огромной силой воли. - О чём ты мечтаешь? - Даже не знаю... Я не привыкла мечтать, а привыкла больше планировать. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы идти к каким-то определённым целям. Хочу после окончания бакалавриата пойти в магистратуру, и в дальнейшем будущем, если всё сложится как нужно, создать свой бренд. Либо реализовать себя в качестве графического дизайнера. Возможно, получится совместить (улыбается) . Фото: Елизавета Медведева