Цифровой экономике добавят женственности

<p><span><span><span><span><span>Национальная стратегия действий в интересах женщин, согласно ее общим положениям, направлена "на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации". Реализация стратегии разделена на два этапа: 2023-2026 гг. и 2027-2030 гг.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Среди прочих задач, прописанных в стратегии, - интеграция женщин в цифровую экономику, а также расширение участия женщин в высокотехнологичных отраслях и привлечение женщин к приобретению технических знаний и навыков, необходимых в цифровой экономике. Также заявленными целями названы популяризация технических и технологических профессий и специальностей и повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин, продвижение женщин-ученых, интеграция женщин в перспективные направления креативных индустрий - информационные технологии, медиа и иные высокотехнологичные сферы творческого предпринимательства, а также популяризация женского технологического предпринимательства.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span>"Национальная стратегия в интересах женщин является преемницей Стратегии, реализованной в 2017-2022 гг. Пролонгация реализации мероприятий в рамках данного документа подтверждает фокусное внимание государства в отношении вопросов обеспечения равных возможностей для личной и профессиональной самореализации мужчин и женщин в нашей стране, а также создания соответствующей комфортной среды, которая включает в себя не только доступность образования, здравоохранения и открытость рынка труда, но и работу по борьбе с существующими общественными стереотипами в отношении женщин", - напоминает директор стратегических проектов Аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт.</span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина обращает внимание, что в 2022 г. преодолена тенденция 2017-2021 гг. по снижению доли женщин в ИТ-отрасли.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>По мнению руководителя направления WFM НТЦ "Аргус" Татьяны Кузнецовой, дисбаланс слаживается по естественным причинам: "Я считаю, что в ИТ проблема дисбаланса постепенно сглаживается, ведь отрасли много лет. На ИТ-отрасль стоит смотреть широко, ведь в высокотехнологичных компаниях люди имеют разные роли. Это и разработчики, и аналитики, и менеджеры по продажам, и маркетологи и т.д. В ИТ-профессиях нет ограничений по гендеру. К примеру, в продуктовой команде "Аргус" WFM больше девушек, чем парней. Девушки разработчики, аналитики, тестировщики, маркетологи и менеджеры. ИТ-отрасль, как любая передовая, первая вытесняет гендерные стереотипы. Ведь соискателя отбирают по принципу наличия требуемой квалификации, а также умения учиться, быстро осваивать новое, причем часто самостоятельно. Перспективы быстрого карьерного роста есть у тех, кто умеет "копать", усерден, трудолюбив - и это вне зависимости от половой принадлежности".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Видят явную тенденцию к сокращению значимости социальных факторов, причем и в отношении ряда категорий мужчин, и в пресс-службе SuperJob: "Число работодателей, имеющих какие-либо предпочтения по поводу социального статуса кандидатов-женщин, сокращается. Сегодня они есть в общей сложности в 22% компаний - это на 3 п.п. меньше, чем год назад, и на 13 п.п. меньше, чем в доковидном 2019-м. Аналогичная ситуация и в отношении соискателей-мужчин: число организаций, имеющих предпочтения относительно их семейного положения, по сравнению с 2019 г. сократилось более чем вдвое: с 25% в 2019-м до 11% сегодня. Немногочисленные компании, где все еще есть негласные гендерные предпочтения, чаще отдают предпочтение соискателям, состоящим в браке и имеющим детей. В том, что в их компании есть негласные запреты в отношении некоторых категорий женщин-кандидатов, признались 13% менеджеров по персоналу. В 2010 г. таких соискателей избегали почти втрое чаще - в 36% организаций. Чаще всего бизнес опасается брать в штат девушек, состоящих в браке, но не имеющих детей (7%).</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Сильный пол в меньшей степени подвергается скрытой дискриминации, тем не менее тренд очевиден: сегодня негласные запреты в отношении мужчин определенного семейного положения налагаются вдвое реже, чем 12 лет назад (7% против 14%). При этом компании, как и в предыдущие годы, чаще всего избегают холостых мужчин без детей (6%). В 81% компаний сообщили, что семейное положение женщины не влияет на решение о ее работе. В отношении мужчин то же заявляли чуть чаще - в 86% организаций. При этом в 2010 г. разница между числом работодателей, лояльных к социальному статусу женщин и социальному статусу мужчин, была гораздо более значительной - 47% и 69% соответственно. В ходе пандемии COVID-19 бизнес пересмотрел свои негласные запреты: удаленка научила работодателей в первую очередь оценивать результаты работника".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Разработчики стратегии констатируют, что российские женщины ориентированы на полную занятость и карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. При этом доля женщин в отраслях, где заработная плата остается ниже средней по экономике, составляет от 60% до 80%. Разрыв в заработной плате женщин и мужчин, по данным исследования "Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике", проведенного Аналитическим центром НАФИ, остается на уровне 28%. И это несмотря на то, что уровень образования женщин в России выше, чем у мужчин (высшее образование имеет 36% женщин и 28% мужчин). Решать данные проблемы предполагается в том числе за счет интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения женщин в цифровую экономику, формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, развития дистанционных форм занятости, расширения участия женщин в сфере предпринимательства.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Ирина Гильдебрандт напоминает, что свою работу со сферой цифровой экономики связывают 15% россиян, при этом женщин и мужчин среди них примерно поровну. Однако, по данным НАФИ, женские профессии в ИТ преимущественно находятся в бэк-офисе - это секретари, менеджеры, операторы. При этом мужчины и женщины практически одинаково оценивают свои навыки в сфере цифровых и информационных технологий.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Соответственно, женщины являются одним из резервов, которые могут позволить сгладить проблему кадрового голода. "Тема кадрового голода специалистов в области цифровизации актуальна не только для России - она носит глобальный характер. В России государство, бизнес и сфера образования данную проблему решают совместно: за последние пять лет количество только ИТ-специалистов выросло на 20%, растет и прием в вузы. В 2022 г. прием на ИТ-специальности составил 90 тыс. человек, в 2024 г. он должен вырасти до 120 тыс., - напоминает Юлия Горячкина. - При этом высокий спрос на ИТ-специалистов сохранится и в дальнейшем, особенно будут востребованы специалисты в сфере информационной безопасности, искусственного интеллекта и аналитики. Серьезным драйвером спроса также является идущий процесс импортозамещения. Также необходимы специалисты, которые могут перевести с языка ИТ на язык бизнеса".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"Разработчики и ИТ-директора многих компаний хотели бы видеть гендерное разнообразие в своих отделах. Бизнес сегодня готов нанимать больше программистов, аналитиков, дизайнеров, технических писателей - женщин, но не может их найти", - считает основатель и генеральный директор интегратора Extyl Олег Громов.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Тем не менее в отрасли существует довольно серьезный гендерный дисбаланс. "В нашем департаменте соотношение мужчин и женщин составляет примерно 60% на 40%. Однако если смотреть именно на категорию разработчиков, здесь ситуация иная. Женщины составляют лишь 10% штата. Преимущественно они заняты в менеджменте, PR и бизнес-аналитике. Девушки нужны в коллективе - они отвечают за эмоциональное состояние. Это особенно важно для команд, которые полностью или частично работают в офисе. Как правило, женщины активнее развивают корпоративную культуру компании, например организуют поздравления, создают уют в пространстве, налаживают коммуникацию. В проектной работе они зачастую более эмпатичны, им легче дается общение с клиентом", - уверена руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог" Людмила Богатырева. По ее мнению, в отрасли ИТ женщин-руководителей кратно меньше: "Данная диспропорция сокращается, но происходит это крайне медленно. По своему опыту посещения разного рода ИТ-мероприятий, конференций, форумов могу сказать, что невооруженным глазом видно, что мужчин значительно больше, в том числе среди топ-менеджмента. Давайте посмотрим на исторические данные. По данным Statista, на 2015 г. в мире на управляющих ИТ-позициях женщин было менее 10%. В 2021 г. эта цифра выросла до 15%".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"В первую очередь, руководствуясь искаженными представлениями о способностях женщин, повышается риск упустить действительно талантливого сотрудника. Поэтому, нанимать сотрудника, согласно его профессиональному, а не гендерному статусу, просто рациональнее с точки зрения выгоды компании, - считает Ирина Гильдебрандт. - Более того, мировой опыт исследований данной темы доказывает, что гендерно сбалансированные управленческие команды в среднем достигает более высокого уровня возврата на инвестициях, а также более эффективно адаптируются в кризисные периоды. И наконец, прозрачность, открытость и отсутствие дискриминации - базовые социальные принципы современных корпораций. С учетом приверженности компании этим ценностям в ее пользу делают выбор клиенты, сотрудники и инвесторы, а значит, от этого зависит и ее успешное развитие на рынке". </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>По оценке директора департамента разработки ПО "Рексофт" Николая Сокорнова, у женщин есть целый ряд преимуществ перед мужчинами: "Женщины обладают природной встроенной многозадачностью, которой, к сожалению, нет у мужчин. Особенно это сильно востребовано в тестировании. Здесь нужна всесторонняя, качественная проверка софта. Конечно, можно проверять функционал последовательно, но совершенно другой эффект достигается за счет обзора на 360 градусов, который свойственен девушкам. У нас очень много успешных женщин тест-лидов. По факту сейчас в QA "Рексофт" - 63% это женщины. Еще больший процент женщин в аналитике, в "Рексофт" он выше 70%. Здесь также нужно всестороннее внимание к деталям, помноженное на хорошо развитые навыки коммуникации".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"По последним исследованиям в области коллективной психологии гендерное равенство в коллективе крайне благотворно влияет на атмосферу. Помимо этого, женщины вносят большой вклад в создание удобных, красивых и полезных решений и продуктов, а также повышают качество поддержки и клиентского опыта", - напоминает Татьяна Кузнецова.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Директор департамента по разработке ПО IT-компании "Аурига" Елена Баранова заявляет, что при приеме на работу в компании не обращают внимание на пол соискателя: "Лично я всегда видела поддержку и уважение коллег и руководителей. Кстати, в моем случае предложения о повышении регулярно опережали мои амбиции. И все же пока статистически мужчин в IT больше. Однако замечу, что девочки, с которыми мне посчастливилось работать, были невероятно крутыми! Женщине приходится вкладываться больше, чем мужчине, как и во многих других профессиях, но лишь потому, что многим приходится успевать всё: и муж, и детки, и код, и поздние звонки с заказчиками. Поэтому лично я, когда вижу коллегу женщину-профессионала, очень хорошо представляю, чего ей это стоило. Не секрет, что работа в IT не нормирована. Поэтому требуется серьезная поддержка как близких, так и государства".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Одной из главных причин сложившегося гендерного дисбаланса являются устоявшиеся в обществе стереотипы. "Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин. Женщины имеют высокую бытовую нагрузку, в том числе по уходу за детьми и иными членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию", - говорится в общих положениях Стратегии. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"Гендерный разрыв в ИТ-сфере начинается с самого детства: карьеру в ИT сыновьям готовы рекомендовать в три раза больше родителей, чем дочерям. Ситуацию усугубляет тот факт, что девушки-подростки чаще готовы прислушиваться к мнению родителей. Как следствие - они реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с ИT, чем юноши, - уверена Ирина Гильдебрандт. - Сегодня, по статистике, среди юношей вдвое больше тех, кто желает посвятить себя сфере ИT, чем среди девушек (14% и 7%). Эта тенденция сохраняется и среди взрослых опрошенных: мужчины чаще выражали желание связать свою жизнь с ИT-технологиями (10% и 5%)".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Как отметила сопредседатель комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, заместитель генерального директора медиахолдинга "Комсомольская правда" Анжелика Солхаева, выступая на заседании комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров, именно эти стереотипы являются одним из основных препятствий для того, чтобы женщины осваивали цифровые профессии. </span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"С раннего детства всем нам так или иначе насаждают понятие о "женских" и "мужских" профессиях. Например, код построен на логике и аккуратности, а тут в дело вступают гендерные стереотипы про женскую логику. Однозначный вывод может сделать даже ребенок. С раннего детства девочек убеждают, что программирование не для них. Как следствие, количество женских резюме на вакансию разработчика в десятки раз меньше мужских", - делает вывод Олег Громов.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Хотя есть и обратные примеры. Так, технический директор Skillbox Глеб Михеев, выступая на круглом столе "Итоги рынка труда в 2022 г. и прогнозы на 2023 г.", который прошел в ходе RIW-2022, привел пример, как удавалось подготовить успешных аналитиков данных и программистов из женщин, причем имеющих гуманитарное образование. Ключевой проблемой, по мнению Глеба Михеева, помимо гендерных стереотипов, также является слабая информированность целевой аудитории о возможности получить дополнительное образование.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"В "Рексофт" поощряется горизонтальная ротация, и чаще всего в департамент разработки ПО к нам приходят именно женщины. У нас есть успешные переходы в тестирование из HR и продаж, в аналитику и, конечно, из маркетинга в дизайн-разработку, - делится опытом Николай Сокорнов. - В прошлом году мы запустили проект "Школа лидерства" - это обучающая бизнес-программа для руководящего состава и кадрового резерва "Рексофт", посвященная вопросам управления и лидерства. По кадровому составу группы 40% мест занимали женщины. В этом году для нового потока процент тот же. И это неудивительно. Женщины гораздо более мотивированны на обучение. Если они на что-то серьезно решились и настроены, то в 80% случаев они закончат обучение. Мужчины в массе своей более ленивы. Я это чувствую по прохождению планов индивидуального развития, которые есть у большинства сотрудников моего департамента независимо от пола. Мне трудно сказать о динамике в индустрии в целом, но я могу опираться на динамику "Рексофт", и она показательна. На 1 сентября 2021 г. процент женщин и девушек в нашем производстве составлял 26%, а на ту же дату в 2022 г. - уже 30%. Это говорит о положительном существенном тренде".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Надо отметить, что данная ситуация не является чисто российской спецификой. По данным исследования Клайв Томпсон "Тайная история женщин в IT", родители в США вдвое чаще дарят компьютеры сыновьям, чем дочерям, а в начале массовой компьютеризации в 80-е годы этот разрыв был еще сильнее. При этом до 1970-х годов среди программистов в тех же США преобладали женщины, но буквально за одно поколение гендерный баланс в отрасли развернулся на 180 градусов.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Юлия Горячкина считает одной из целей Стратегии именно разрушение существующих гендерных стереотипов и повышение информированности потенциальной аудитории образовательных проектов: "Задача проекта "Иди в ИТ" - повышение информированности широких слоев населения о возможностях, что открывает сфера ИТ, тем самым проект способен привлечь до миллиона ИТ-специалистов к 2024 г. Одновременно с этим мы также работает над тем, чтобы преодолеть существующие стереотипы, помогая женщинам любого возраста и независимо от профессии изменить свою карьерную траекторию, мы на деле доказываем, что "ИТ - дело женское", но при этом мы имеем в виду, что профессионализм - не знает гендера. Таким образом, реализация проекта "Иди в ИТ" логично интегрируется в блок "повышения цифровой грамотности у девочек и женщин и в задачи по совершенствованию цифровых навыков в сфере цифровой экономики" Национальной стратегии действий в интересах девушек и женщин на 2023-2026 гг., утвержденной председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"Для исправления сложившейся ситуации требуется комплекс системных мер и действий со стороны федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и самих граждан Российской Федерации. Именно для этого и создана Стратегия, - считает Ирина Гильдебрандт. - Мы, как исследователи, хотели бы акцентировать внимание на важности работы с общественным мнением и продолжающими существовать в обществе стереотипами. Именно они нередко становятся фактором, ограничивающим полноценную включенность женщин в социальную и трудовую жизнь. Например, согласно нашим данным, среди россиян распространено мнение, что профессии в ИT-сфере подходят скорее мужчинам, чем женщинам - заблуждение характерно для каждого четвертого, 24%, жителя нашей страны. При этом, по данным международных исследований, в 2021 г. доля женщин в ИT составляла 22%. Также 71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины - быть матерью и хорошей хозяйкой. А треть россиян (32%) считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей. Важно подчеркнуть, что подобные установки разделяют и сами женщины, тем самым ограничивая круг возможностей для полноценной самореализации в современном мире".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>"Что можно улучшить? Бессмысленно просто нанимать больше женщин. Нужно менять стереотипное мышление, когда "программист - только мужчина". Поэтому важно всесторонне развивать людей со школьной скамьи, чтобы дети выбирали и стремились к технологиям без оглядки на шаблоны. И это позволит большему количеству девушек получать высшее инженерное образование", - уверена Татьяна Кузнецова.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span>По мнению Ирины Гильдебрандт, не менее важно более активно, широко и ярко рассказывать о примерах успешных женщин, об их пути и преодоленных барьерах, делать образ социально активной, состоявшейся женщины привычным для россиянок.</span></span></span></p>