Как модельер Юбер Живанши приучил женщин всего мира к парижскому шику

Раннее утро в большом городе. Героиня Одри Хепберн в фильме "Завтрак у Тиффани" стоит напротив витрины ювелирного магазина в лаконичном черном платье, идеально сидящем на фигуре. Оно прекрасно смотрелось на светском рауте, с которого, очевидно, девушка возвращается. Актриса распаковывает пакет с булочкой и стаканчиком кофе… На секунду кажется, что еда в картонке "на ходу" погубит все очарование образа. Но этого не происходит. Наоборот - образ стильной женщины в минималистичном, хорошо сидящем черном платье без рюш, декора и прочих деталей приобретает в глазах мировой аудитории универсальность и становится культовым навсегда. "Маленькое черное платье" как вещь гардероба и украшение любой дамы придумала великая Коко Шанель. Но знаменитым и желаемым его сделал Юбер де Живанши, одевший Хепберн для фильма. Второго февраля исполнился 71 год со дня основания модного дома и легендарного бренда Givenchy. Чему нас научил его основатель за несколько десятилетий своей деятельности? Если можно дать только один ответ, то это будет - парижский шик, доступный каждому.

Как модельер Юбер Живанши приучил женщин всего мира к парижскому шику
© Российская Газета

В 1952 году в возрасте 25 лет Юбер Живанши берет в долг деньги у родных и открывает на них модный дом. На остаток средств он создает первую коллекцию - из бюджетной хлопковой ткани: в основном легкие юбки и струящиеся блузы с объемными рукавами. И тут же формулирует для общественности свою позицию, которой следует в течение всей карьеры: одежда должна производиться не только для подиума, но и быть доступной каждой женщине в магазине. Его наряды сразу подкупили женщин базовыми расцветками, минимализмом, комфортом и педантично исполненным кроем. Многие удивлялись, как модельеру удалось сделать на первый взгляд обычные скромные вещи столь женственными и элегантными?

Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани". Актриса Одри Хепберн в легендарном черном платье от Юбера Живанши. Именно этот фасон черного платья признан классическим. Фото: Getty Images

Наследие Юбера Живанши на все времена:

Белые х/б блузки с широкими рукавами и рукавами-воланами

Засветившаяся еще в дебютном показе Живанши 1952 года модель блузки, получившей позже название Bettina, до сих пор не оставляет никого равнодушным. Тогда модельер сшил белую рубашку из хлопка с углубленным вырезом и крупными пуговицами, а рукава оформил в форме крупных воланов, декорировав кокетливыми полосками черной ткани. Сказать, что демонстрация блузы произвела фурор, значит не сказать ничего. Bettina мгновенно стала хитом продаж не только во Франции, но и на других континентах. Лицензию на продажу более демократичной версии почти сразу выкупил крупный Нью-Йоркский торговый центр.

Блузу Bettina назвали в честь Беттины Грациани - популярной манекенщицы того времени, но прежде всего музы и помощницы кутюрье. Фото: Getty Images

Помимо воланов Живанши выбрал для своих блузок расклешенные рукава, а также прямые широкие и широкие с зауженным концом. Другими словами, сделал обычную блузку не скучной, но оставил по-прежнему универсальной.

Силуэт "Мешок". Или "Кокон"

Принято считать, что над силуэтом пальто-"мешка" Живанши начал работать в сотрудничестве с домом Balenciaga. В 1953 году молодой Юбер познакомился с испанским модельером Кристобалем Баленсиага - в итоге получилось наставничество и дружба на долгие годы. Испанец оказал значительное влияние на формирование фирменного стиля Живанши того периода. В частности, он приучил Юбера особо тщательно выбирать цвет и уделять внимание качеству ткани, при этом с легкостью отказываться от замысловатых деталей и декора ради декора. Так, в процессе обмена мнений родился фасон "мешка" или "кокона". Но, конечно, не надо представлять его буквально. У Живанши - это свободные скрывающие очертания тела силуэты, не имеющие подчеркнутую талию. Иногда смягчить крой модельер предлагал отделкой из перьев, бусинами. Чаще всего такие платья и пальто шились в нейтральной цветовой гамме.

В середине 1950-х годов и на протяжении 1960-х годов фасон стал очень популярным. Мало того, что он был комфортным и не приходилось думать о том, чтобы не дай бог съесть за обедом лишнее, он еще удивительно стройнил ноги, а щиколотки приобретали дополнительную изящность. Женщины носили удлиненные модели вместе туфлями на каблуках.

Силуэт-кокон до сих пор используют мировые дизайнеры, периодически возрождая уроки стиля от Юбера Живанши.

После презентации силуэта "кокон", Юбер Живанши заявил: "Я мечтал об освобожденной женщине, которая больше не будет забинтована в ткань". Фото: Коллаж РГ

Платья: "футляры" и "бюстье"

Сегодня для нас модель платья без бретелей и рукавов уже стала классической. Подобные образы всегда в тренде и к месту и подходят самым разным типам фигуры. В создании таких нарядов заключалась особая сила Юбера Живанши.

Белое платье-бюстье из знаменитой киношной love story "Сабрина" - то самое с отстегивающейся расшитой пышной юбкой-шлейфом, под которой скрывается силуэт "футляр" (или "карандаш"), - является "визитной карточкой" кутюрье.

Прием "трансформации юбки" в этом платье настолько впечатлил коллег Живанши, что впоследствии его начали использовать другие модные дома. Фото: Getty Images

Модель алого платья-бюстье из фильма "Забавная мордашка" с воздушной вуалью еще один культовый фасон француза. Сегодня он не утратил актуальности - все больше женщин предпочитают для мероприятий выбирать подобный образ, просто дополняя его украшениями.

Кадр из фильма "Забавная мордашка". За костюмы в этом фильме Живанши получил "Оскар". Фото: Кинопоиск

В начале 1960-х француз получает заказ на платье для открытия выставки от Жаклин Кеннеди - тогдашней первой леди США. Несмотря на то, что по протоколу ей было предписано выбирать исключительно американских дизайнеров, Жаклин не могла пройти мимо таланта Живанши. Для этого случая он создал для нее платье-бюстье свободного кроя из нежно-розового шифона с вышивкой, объединившее в себе и его любимый прием верха, и стилистику индийских сари и платьев традиционной греческой культуры. Крой мгновенно стал трендом и не уходит с подиумов до сих пор.

Еще одна знаменитая клиентка Живанши - Жаклин Кеннеди. Ходили слухи, что платья модельера тайно доставлялись в Белый дом, где в обстановке строжайшей секретности с них отрезали фирменные бирки - ведь первой леди США было запрещено носить вещи не американских дизайнеров. Фото: Getty Images

Платье-футляр с верхом бюстье или на лямках - один из ключевых предметов гардероба 1960-х годов ввел в моду Живанши. Его вариант кроя низа не сковывал движений, как юбка-карандаш, не предполагал наличия корсета вверху, при этом очерчивал силуэт не хуже него. Но главное - такое платье было невероятно многофункциональным: в зависимости от цвета, дизайна и грамотного применения верхней одежды, обуви и аксессуаров его можно было надеть практически по любому поводу.

Силуэт "Трапеция"

"Трапеция" от Живанши стала знаменитой все также благодаря его главной музе жизни - актрисе Одри Хепберн. Для свадьбы артистки с Андреа Дотти модельер придумывает аскетичное платье-трапецию. Никаких принтов, кружев, бусин. Только цвет, ткань и качество исполнения работы. Наряд он дополнил воротником-стойкой и платком, выполненным из той же ткани, что и платье, а также туфлями на низком каблуке. Платье становится символом эпохи 1960-х и шика - каждая женщина мечтала заполучить свою модель.

Одри Хепберн настолько вдохновляла Юбера Живанши, что модельер даже создал для нее парфюм L' Interdit. Это была эксклюзивная версия духов, предназначенная исключительно для актрисы. В продажу для широкой аудитории парфюм вышел только спустя 7 лет. Фото: Getty Images

Также для актрисы Живанши перерабатывает пальто трапециевидной формы преппи. Такие модели были популярны в 1930-1940 гг в Америке среди школьников и назывались - преппи (сокращенное от формы учащихся "college preparatory schools" - престижных частных школ, готовящих детей к поступлению в элитные учебные заведения). На миниатюрной Хепберн скорректированный силуэт сел так органично, что преппи для взрослых моментально стали популярными.

Кроме того, из "трапеции" Живанши вышли первые спортивные платья для повседневного гардероба женщины.

Универсальные комплекты

Пока коллеги Живанши по модельному делу создавали для женщин единые образы, Юбер обратил внимание на время, в которое творил. Оно менялось, и женщины все больше ценили в нарядах не только изящность и женственность, но также практичность, универсальность и функциональность.

Практически с самого начала Живанши начинает выпускать комплекты, которые можно было носить как вместе, так и по отдельности. Например, блузы и кардиганы, к которым подходили несколько совершенно разных юбок. Сейчас это кажется удивительным, но в те годы такой подход считался новаторским - до Живанши костюмы носились только в первородном варианте.

Живанши создал для женщин одновременно простой и элегантный "парижский" стиль, полюбившегося всем за комфорт и аристократичность. Кадр из фильма "Завтрак у Тиффани". Фото: kinopoisk.ru

Двубортный пиджак для женщин и костюмы с ним

В середине 1980-х годов благодаря Живанши появляется еще один модный на все времена тренд: это женский костюм с двубортным "мужским" жакетом с английским воротником на 3 пуговицы. Брюки со складками или прямая юбка под него, не важно -модельер наглядно показал, что эта традиционно мужская вещь может выигрышно подчеркивать женскую фигуру.

"Все, что нужно женщине, чтобы быть неотразимой - это плащ, два костюма, пара брюк и кашемировый свитер", - говорил Юбер Живанши. Фото: Getty Images

Одним из самых желанных нарядов в этой категории долгие годы остается серый шерстяной костюм из приталенного двубортного пиджака без ворота и длинной, до щиколотки, узкой юбки, надетый когда-то Одри Хепберн. Многие бизнес-вумен современности пытаются копировать этот образ сегодня.

***

Юбер де Живанши ушел в отставку в 1995 году после более чем четырех десятилетий творчества. Именно он стал настоящим отцом моды "прет-а-порте" (основал направление - Пьер Карден), сделав стильную одежду частью жизни, а не просто искусством на подиуме. Стиль дома Givenchy с его минимализмом, лаконичностью и визуальной простотой стал общепризнанной классикой и воплощением безупречного вкуса.