Встречался с инопланетянами и был любимцем Сальвадора Дали. Умер великий модельер Пако Рабан. Как он изменил мир моды?
В пятницу, 3 февраля, стало известно о смерти французского дизайнера, художника и бизнесмена Франсиско Рабанеда-и-Куэрво, известного на весь мир как Пако Рабан. Кутюрье уверял, что видел Бога и встречался с инопланетянами, а на подиуме — поражал публику «одеждой будущего» из нестандартных материалов, которую впервые показывали темнокожие девушки. Наряды модельера обожали Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор, а Сальвадор Дали преклонялся перед его живописью. «Лента.ру» вспоминает великого художника, который отказался от любви, чтобы посвятить свою жизнь искусству.
Мальчику, появившемуся на свет в Стране Басков в 1934 году, было предначертано стать модельером: его мать работала главной швеей в ателье уже прославленного на тот момент дома Balenciaga. В 1937 году, после начала гражданской войны в Испании, которая унесла жизнь ее мужа и отца Пако, она перебралась в Париж вместе с сыном.
Во Франции Франсиско начал изучать архитектуру в университете Beaux Arts и еще студентом занялся изготовлением бижутерии. Легкие и дешевые аксессуары из новых материалов, таких как родоид, пользовались большим спросом среди молодежи: в 1965 году ему удалось продать около 20 тысяч украшений.
Знаменитые модные дома начали закупать у Рабана уникальную вышивку и пуговицы для своих кутюрных коллекций, а компании Roger Model и Charles Jourdan заказывали у него эскизы для сумок и обуви. Все гонорары шли на оплату учебы в университете.
Первый успех дизайнеру принесло сотрудничество с популярными брендами, для которых он создавал крупные геометрические ювелирные изделия из родоида. Среди его клиентов были гиганты индустрии — Dior, Givenchy и Balenciaga.
В 1966 году Пако Рабан представил свою дебютную коллекцию одежды в Париже. Он создал 12 моделей из «современных материалов»: наряды из бумаги, пластика, металла продемонстрировали босоногие белые и темнокожие манекенщицы.
Пако Рабан один из первых начал приглашать на дефиле темнокожих моделей
Показ прославил художника на весь мир, его творчество заинтересовало международную прессу. На волне популярности Рабан продолжил работать с необычными материалами и смастерил новую линейку одежды будущего из бумаги.
В своих фасонах он часто заигрывал с геометрией, экспериментируя с комбинациями всевозможных материалов. Среди его проектов были плащи из перьев, одежда из кожи, пластика и металла с добавлением сухих цветов и кружева.
Визитной карточкой модельера стали облегающие платья в виде кольчуги
Примечательно, что Пако был не просто идейным вдохновителем — многие модели он создавал собственными руками. Одни наряды рождались за считаные часы, над другими он трудился месяцами. Подобных авторских платьев — чуть больше трех тысяч. Некоторые из них стали музейными экспонатами — они представлены в Париже, Нью-Йорке, Пекине и Токио. Платья испанца в свое время носили Одри Хепберн, Брижит Бардо, Джейн Фонда и Элизабет Тейлор.
Рабан первым среди дизайнеров начал использовать в дефиле музыкальное сопровождение вместо традиционного зачитывания номеров нарядов и их описания
Одной из самых известных работ Пако Рабана считается костюм актрисы Джейн Фонды в фантастическом фильме «Барбарелла» 1968 года
После выхода киноленты творчеством дизайнера заинтересовалась компания Puig: так на рынке впервые появились легендарные духи Paco Rabanne.
К 1975 году Рабан все еще изготавливал платья из жестких материалов, однако публика к ним охладела. В то время женщины открыли для себя привлекательность более мягкой, естественной внешности.
Тогда Рабан решил сфокусироваться на разработке инновационной одежды будущего, которой был одержим с самого начала карьеры. Уже в 1982 году он представил новые наряды из лазерных дисков, органического стекла и голографического полотна. Все последующие линейки кутюрье поражали публику: он показывал платья из мятой бумаги, полосок алюминия, полотенец, плексигласа, лоскутов кожи, страусиных перьев, кисточек для обивки и других подручных средств.
Новаторство испанца не осталось незамеченным: в 1989 году его удостоили награды «Золотой наперсток» за одежду из металлических нитей и виниловых пластинок
Нестандартное видение художника прослеживалось не только в одежде, но и бутиках его бренда. В 1990-м модельер открыл для покупателей новый магазин на улице Шерш Миди в Париже. По его заказу архитектор Эрик Раффи спроектировал интерьеры помещения, руководствуясь главными темами творчества Рабана — металла, стекла и света.
Однако вскоре дизайнер отказался от металла и пластика, переключив свое внимание на вещи из более «носибельных» материалов, таких как сафран и аморет. Модельер сконцентрировался на создании коллекций повседневной женской одежды, которые продавались в бутиках вплоть до 1998 года.
В 1990 году Рабан получил престижную награду Dé d’or за свою летнюю коллекцию
И хотя дизайнер перестал участвовать в показах Haute Couture, его наряды продолжали получать наивысшие оценки модных критиков. Несмотря на это, в 1999 году он прекратил работу в сфере высокой моды, сосредоточившись на разработке повседневных коллекций.
В 2005 году Рабан открыл первую выставку своих рисунков в Москве. На тот момент 72-летний Рабан признавался, что хотел успеть показать миру свои работы до того, как исчезнет с лица земли. Ведь сам Сальвадор Дали, который был единственным, кто видел картины мастера до экспозиции, велел ему продолжать развиваться в творчестве.
Помимо работы в модной индустрии и парфюмерном бизнесе, Пако Рабан прославился своими противоречивыми, а иногда и безумными публичными заявлениями. По словам дизайнера, он трижды видел Бога и встречался с инопланетянами. А в 1999 году испанец ошибочно предсказал падение российской космической станции «Мир» на Париж. К тому же модельер верил в реинкарнацию и неоднократно утверждал, что у него было несколько жизней, в которых он успел убить Тутанхамона и поработать проституткой во время правления Людовика XV.
Рабан издавал журналы по искусству на собственные средства, открывал культурные центры в странах третьего мира, занимался благотворительностью. Процент от продаж парфюмерии поступал в Фонд борьбы со СПИДом.
После теракта в Беслане Пако написал картину, а вырученные от продажи эскизов деньги перечислил матерям, потерявшим своих детей
Нередко бывает, что талантливые люди остаются несчастными в личной жизни. Так произошло и с великим кутюрье. Женщин вокруг Рабана всегда было много.
Они любили его и мечтали быть рядом, однако ни одна не сумела растопить сердце художника. Пако Рабан не был геем — искусство стало единственной любовью всей его жизни.