Исследование: ассортимент иностранных брендов пива на российском рынке расширился
Ассортимент иностранных пивных брендов на российском рынке снова начал расти. По данным аналитиков NielsenIQ, с января по сентябрь 2022 года их количество в среднем сократилось с 35 до 18 позиций, а в октябре-декабре — превысило 22 позиции, пишет «Коммерсантъ». Представленность пива под глобальными брендами, выпускаемого в России по лицензиям, в четвертом квартале уменьшилась с 54 до 52,5. А ассортимент локальных марок в среднем увеличился примерно с 78 до 80, отмечает издание. Прекратили поставки компании из Великобритании, США и Канады, а продолжали отгрузки некоторые предприятия Чехии, Германии и Бельгии. По данным NielsenIQ, на декабрь 2022 года импортное пиво в среднем стоило более 200 рублей за 1 литр, выпущенное по лицензии — свыше 120 рублей за 1 литр, а локальные марки — менее 100 рублей за 1 литр. О том, как изменился расклад на пивном рынке, Business FM поговорила с его участниками:
Исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes, которая производит бренды Hoegaarden, Stella Artois, Velkopopovický Kozel и другие, Ораз Дурдыев:
«Мы не наблюдаем рост сегмента импортного пива, мы скорее наблюдаем увеличение товарных позиций внутри этого сегмента. Связано это с тем, что импортеры пытаются найти какой-то доступный товар в момент времени в нужном количестве. Каждый раз это разные товарные позиции, и, безусловно, такие цепочки не являются устойчивыми. Общее снижение категорий в том числе вызвано снижающейся покупательской способностью, сокращающимися инвестициями в промо и маркетинг как таковой. Ну и, соответственно, у нас большое количество международных брендов уже локализовано в России. Этот процесс продолжается, данный сегмент начинает просто вытеснять и замещать импортный сегмент, потому что те же самые бренды с тем же качеством потребитель может уже взять локально произведенные».
Автор блога «Пивная бутылка» и контрактный пивовар Александр Иджон:
«В массовом сегменте остались те же цены на то, что в супермаркетах продается. Большие заводы в России смогли удержать цены, импортеры — это, скорее всего, не «серый» импорт, у нас все продолжает по-прежнему идти. То, что идет «серым» кривым путем, то в полтора-два раза подорожало, те марки, которые от нас ушли. Полностью отвалилась Америка, практически полностью отвалилась Великобритания. Какие-то чешские и немецкие заводы тоже прекратили работать, но с ними было проще, потому что их можно привезти «серым» путем, собственно, и привозят. Ну и Англия тоже — Guinness, на которое всегда есть большой спрос, уже начали привозить «серой» схемой. Естественно, как только известные импортные бренды, которые в первую очередь принадлежат крупным пивкомпаниям, ушли с рынка, сначала была попытка локализовать производство, тот же Spaten начали у нас по лицензии варить, Leffe начали варить по лицензии. Но не все правообладатели с этим согласились, и сейчас эти марки замещаются. То есть пиво точно такое же, но вместо Leffe теперь варят под маркой Abbe и так далее. И если тот же Leffe лицензионный сначала стоил по 130-140 рублей, они в принципе на него такую же цену давали, как на импортное, то с новой, никому не известной маркой, естественно, цену снизили довольно-таки сильно, до 70-80 рублей. Кто-то из производителей на локализованные сорта изначально делает цену ниже, чем на импорт. Ну и все зависит от самого производителя, от держателя марки, от лицензиата».
Редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
«Частичное восстановление импортного пива в России произошло несколько позже, чем это произошло в вине. В пиве начало восстанавливаться где-то в районе ноября. Больше всего пострадал импорт из Великобритании, поставки снизились в районе 60-70%, бельгийское пиво где-то наполовину упало. Соответственно, из Германии и Чехии, из двух больших стран — традиционных поставщиков пива, тут потери составляли где-то треть. Пиво стало поступать, не во всем том объеме и не во всем том ассортименте, которые были до 2022 года, но что-то частично удалось восстановить. Допустим, Guinness, которое принадлежит компании, которая отказалась работать в России, а поставщиком был Heineken, который тоже прекратил поставки, но, насколько я понимаю, тот же Guinness закупают в Бельгии и отвозят по схеме так называемого параллельного импорта. И вместе с тем что-то привезти вновь не удалось, но появилось много новых марок. С одной стороны, это марки второго ряда, может, не такие известные бренды, плюс появилось импортное пиво из стран, которые раньше с пивом не ассоциировались, пиво, допустим, из Сербии, и за этот счет закрываются выпавшие объемы».
Кроме того, некоторые дистрибьюторы начали расширять портфель, например за счет пива из Китая. По данным аналитиков, по итогам прошлого года местные пивные бренды занимали 48% ассортимента, лицензионные — около 33,5%, импортные — чуть более 16,5%.