Ретейлеров могут заставить продавать продукты местных производителей

Сенатор Андрей Кутепов подготовил законопроект, обязывающий розничные сети иметь на прилавках определённое количество отечественных продуктов, сообщают «Известия». С подобным предложением он выступал ещё в позапрошлом году. Однако тогда Правительство не поддержало эту идею из-за того, что она «не соответствует принципам свободы перемещения товаров». Кутепов ожидает, что и на этот раз его предложение могут не поддержать по тем же причинам. Но, по его словам, проблему нужно решать. Сенатор пояснил, что даже в мелких городах небольшие магазины вытесняют современные супермаркеты из-за своей масштабности, наличия большого числа собственных распределительных центров, более грамотных логистики и закупочной политики. Кутепов напомнил, что доля крупных ретейлеров в общем торговом обороте выросла за последние 13 лет с 15,1 до 39,6 процента. В итоге, региональным производителям сложнее войти в розничные сети, что вытесняет их с рынка и не способствует развитию локальных брендов. Также Кутепов считает, что эта мера целом поддержит экономику регионов на фоне коронавируса и российско-украинского конфликта. Газета напоминает, что подобное предложение прозвучало летом прошлого года от сенатора Вадима Деньгина. Он заявлял, что на прилавках крупных сетей должно находиться не менее 10 позиций. Законопроект пока не внесён в Госдуму. Однако его уже поддержал Минпромторг. Глава министерства Виктор Евтухов назвал важными условиями для отбора товаров на прилавки не только их производство в России, но и принадлежность гражданам страны производственных мощностей и товарных знаков. По его мнению, этот подход позволит избежать поддержки псевдороссийских продуктов питания, а также улучшить компетенции российских производителей. Сейчас же та прибыль, которую могли получить реальные отечественные производители, уходит за рубеж. Также «за» высказались в ассоциации «Народный фермер» и Национальной ассоциации квалифицированных производителей (НАПК). В частности, в НАПК напомнили, что во многих регионах есть свои продовольственные «визитные карточки». Например, в Архангельской области это оленина, в Калмыкии – уникальные баранина и говядина, в Сибири – дикоросы, в Башкирии – мёд и т.д. Замглавы «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов согласен с наличием необоснованно жёсткой конкуренции, но призвал быть осторожнее при подобных рыночных нововведениях. Часть производителей призналась, что их продукция представлена в крупных федеральных сетях, например, «Магните». Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев не видит особой проблемы. По его словам, в крупнейших федеральных сетях представлено не менее половины товаров местных производителей, а по отдельным позициям (хлебобулочные изделия, мясная, молочная, колбасная и плодоовощная продукция) – более чем 90 процентов. Также он заявил, что крупные ритейлеры активно привлекают местных поставщиков. Например, они проводят региональные закупочные сессии или выделяют на своих площадях киоски, стенды, прилавки и другие отделы для отдельных российских брендов. Против законопроекта выступил глава Российской ассоциации экспертов розничного рынка Андрей Карпов. По его мнению, предложение сенатора ограничивает перемещение товара между регионами, а также ограничивает выбор покупателей. Вместо этого эксперт предлагает отечественным производителям улучшать качество их продукции, повышать узнаваемость брендов и обеспечивать конкурентные цены.

Ретейлеров могут заставить продавать продукты местных производителей
© Rosng.ru