Войти в почту

Почему осетинские пироги свои возможности упустили, а вологодское масло — нет

В каждом регионе есть свой бренд, надо только его найти, зарегистрировать и продвигать. Как это правильно сделать и для чего это нужно, предпринимателям предлагают рассказывать на семинарах, которые собираются проводить по всей стране. Об этом заявили на совещании, прошедшем 16 февраля по инициативе председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.

Почему осетинские пироги свои возможности упустили, а вологодское масло — нет
© Парламентская газета

Каждой сестре — по серьге

Несколько лет назад председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко была поражена, узнав, что у палехских шкатулок и дымковских игрушек нет зарегистрированной торговой марки. Такая ситуация спикера искренне возмутила: «Весь мир их знает, почему нет наименования, нет зарегистрированных брендов?». Поэтому она поручила интенсивнее выявлять и оформлять таковые — минимум по два в каждом регионе нашей страны.

Что с торговыми наименованиями происходит сейчас, обсудили на семинаре. Председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что узнаваемые товары — это серьезный стимул для экономического развития. «Их регистрация и продвижение способствуют экономическому росту и туристической привлекательности любой области», — убеждена сенатор.

Она рассказала, что за последние пять лет Роспатент зарегистрировал 122 обозначения. Лидерами стали Краснодарский край и Адыгея. «Наглядные итоги этой работы представили в декабре прошлого года: продукты, уникальные национальные костюмы, изделия народных умельцев, игрушки, украшения, кружева и вышивки. Многие сенаторы лично привезли экспонаты из своих регионов», — с удовольствием напомнила Гумерова.

Заведующий отделом товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Роспатента Роман Захаров еще раз рассказал, зачем и как нужно защищать свой товар. Для этого надо зарегистрировать в Роспатенте географическое указание или наименование места происхождения товара. Первое обозначает товар с определенным качеством и репутацией, который происходит с территории этого объекта и где должна быть хотя бы одна из стадий производства товара. К примеру, это майкопский лимонад, майкопская водка, адыгейская соль. Второе обозначение содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, города или поселения, ставшее известным, потому что связано с товаром. К таким названиям, например, относятся адыгейский сыр, башкирский мед, майкопское пиво.

На регистрацию должна стоять очередь

Но пока немногие компании готовы так оформлять свою продукцию, сказал сенатор Иван Абрамов и предложил провести семинары для бизнеса, чтобы люди понимали, зачем им это нужно. А сенатор от Крыма Ольга Ковитиди сообщила, что ее республике уже 72 производителя подготовили документы на оформление своих марок. Тем не менее нужна система преференций, чтобы желающих стало как можно больше. «Мы, как законодатели, должны вместе продумать этот вопрос и предложить инициативы, чтобы компании стояли в очереди на регистрацию своих брендов», — заявила парламентарий.

Семинары в регионах считает уместными и Лилия Гумерова. По ее мнению, важно, чтобы в любом российском субъекте понимали, что на право стать местной изюминкой могут претендовать и продукты, и музыкальные инструменты, и народные промыслы, и даже строительные материалы. К слову, в январе Роспатент зарегистрировал 305-й бренд. Им стал мансуровский гранит, его производят на малой родине Гумеровой, о чем сенатор с гордостью сообщила.

Как не упустить возможности

«Региональный бред — это сохранение и защита производителей, также это помогает успешно продвигать свой товар на рынке», — заверил сенаторов Роман Захаров. По его мнению, поддержка товарного бренда, а значит, и производства в этом регионе даст возможность и сохранить там рабочие места.

Историей упущенных возможностей назвал Захаров попытки брендировать осетинские пироги. «Регион, столько сделавший для создания этого продукта, так и не получил на пироги официальный статус регионального бренда. Теперь название массово используется любыми производителями», — посетовал чиновник. Зато у вологодского масла все хорошо, на упаковке уже используется знак защиты. Свои права защитили и производители воронежского мороженого, отвадив так называть продукт, сделанный в другой области.

Сейчас в России зарегистрировано 305 региональных брендов, из них 268 — в качестве наименований мест происхождения товара, а 37 — в качестве географических указаний. Правда, пять марок зарегистрировали, но не выпускают. Зато из оставшихся трехсот есть не только российские, но и 44 иностранные.

Чаще всего официально брендируют минеральную воду — зарегистрировано 82 марки. На втором месте — разнообразная еда, здесь 75 наименований. На третьем — 72 товара народных промыслов.