В Казани выставили экспозицию Эрмитажа об Александре Македонском

В Центре "Эрмитаж-Казань" Музея-заповедника "Казанский Кремль" открылась выставка "Александр Македонский. Путь на Восток" из собрания Государственного Эрмитажа. Здесь представлено около 400 экспонатов, среди которых ювелирные украшения, оружие, монеты, произведения скульптуры и живописи.

В Казани выставили экспозицию Эрмитажа об Александре Македонском
© Российская Газета

Сами организаторы сравнивают экспозицию с масштабной эпопеей, сюжетным стрежнем которой стал Восточный поход Александра.

- Эта выставка полна изумительных вещей. Она представляет Эрмитаж - единственный музей в мире, который может вот так рассказать обо всех странах, через которые прошел Александр Македонский с помощью своих экспонатов. - рассказал Михаил Пиотровский. - Если вы приедете в Эрмитаж вы никогда этих вещей не увидите, не потому что мы их не выставляем. Просто вам придется ходить несколько месяцев, чтоб каждый из этих экспонатов увидеть. А здесь они собраны все вместе и помещены в контекст рассказа.

Но этот рассказ скорей не о военных, а о культурных завоеваниях - распространении эллинизма, греческой культуры на огромной территории от Македонии до Индии. Да и хронологическими рамками биографии Александра это повествование не ограничено. Здесь можно увидеть, как образ Македонского продолжал жить в веках, оказывая влияние на самые разные народы и цивилизации.

- Мы рассказываем не только о пути Александра, но и о путешествии во времени, - пояснила куратор выставки заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа Анна Трофимова. Она и провела экскурсию для первых гостей.

Первая часть экспозиции посвящена классической Греции и погружает посетителей в атмосферу, в которой рос Александр. Здесь можно увидеть кратеры (сосуды для смешивания вина с водой) с сюжетами "Илиады" - очень важном произведении для Македонского. В детстве он в нее играл, а затем вдохновлялся - перечитывая на протяжении всего своего похода. Есть здесь оружие и доспехи, удивительно сохранившееся для своего времени. Один из самых ценных экспонатов не только раздела, да и всей выставки оливковый погребальный венок, сделанный из тончайших, как листочки, золотых пластинок.

Вторая часть рассказывает о самом Восточного походе, в ходе которого были завоеваны Персия, Египет, Центральная Азия и часть Индии. Здесь представлены скульптуры египетских правителей Птолемеев, основал которую друга детства и полководец Александра.

Анна Трофимова обратила внимание на фаюмский портрет.

- Замечательный образец того, как сливаются эллинская и египетская культуры, - пояснила она. - Греческая техника восковой темперы и чисто египетский обычай мумийных портретов, которые вкладывались в гробницы.

Еще один уникальный экспонат - фалар, декоративный элемент упряжи слона. В битве с персами войска Македонского впервые столкнулись с боевыми слонами, что, впрочем, не помешало грекам одержать победу.

Александр считал себя реинкарнацией Ахилла, уподоблял Гераклу, а потому пытался повторить и превзойти их подвиги. Эти мотивы и привели его в Индию, где он также помимо военных побед оставил культурный след.

У витрины с изображениями Будды куратор выставки пояснила, что известные всем нам статуэтки возникли под влиянием античной пластики.

В заключительном разделе можно проследить трансформацию образа Македонского сквозь века. У каждой эпохи был "свой" Македонский и разные народы стремились сделать его частью своего предания. В этом отношении особенно интересен образ Искандера - в исламском мире. Здесь его почитали как праведного мусульманского царя. Пример тому средневековая книга, где Македонский изображен в виде султана.

В эпоху абсолютизма монархи, разумеется, разумеется обращались к образу Александра. Так Людовик XIV заказывал гравюры с изображениями битв Македонского для своих кабинетов. А Екатерина Великая сама переложила историю Македонского для своих внуков - книга также представлена в экспозиции.

А завершается выставка шуточной, но одновременно философской, зоной для фотографий. Здесь расположили условный макет бочки Диогена. В нее может забраться любой посетитель и ощутить себя в роли мыслителя, некогда попросившего Александра "Не загораживать солнце".