Директор галереи Уффици назвал отказ от русской культуры равносильным ампутации руки
РИМ, 24 февраля. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Директор флорентийской галереи Уффици Айке Шмидт верит в культурную дипломатию и убежден, что любая отмена русской культуры ошибочна и вредоносна.
"Культура и культурная дипломатия очень важны, потому что позволяют узнать другого, и через это знание узнаешь больше и о самих себе. В этом основная задумка Музея русских икон, который мы открыли 1 января 2022 года, в год, когда русская культура подверглась нападкам, кто-то даже пытался отменить ее, это большая ошибка", - сказал музейный менеджер и искусствовед в пятницу в интервью корреспонденту ТАСС.
"К сожалению, можно [отменить русскую культуру], как можно отрезать руку, так же можно попробовать отрезать часть универсальной мировой культуры. Но это невозможно без огромного ущерба, не говоря уже о невыносимых болях и огромной потери крови. Это метафора. Без Толстого, Достоевского, Шостаковича и до современных творцов мировая культура бы невероятна обеднела. Человечество это отбросило бы назад. Невероятная ошибка отказываться от русской культуры", - сказал собеседник агентства.
Директор Уффици напомнил, что с марта прошлого года по решению правительства Италии было приостановлено сотрудничество государственных музеев с Россией. "Но мы надеемся, что это временно и скоро можно будет возобновить его, потому что есть множество материалов для совместного изучения с российскими коллегами. Мы говорили о серии потенциальных проектов, и мы готовы в любой момент вернуться к ним", - заверил Шмидт.
Он напомнил, что в апреле 2022 года в Уффици отметили 90-летие со дня рождения Андрея Тарковского, чье творчество не только связано с Италией и Флоренцией, в частности, но и объединяет множество художественных элементов. В 2017 году Шмидт провел мультимедийную выставку, посвященную Сергею Эйзенштейну, приуроченную к 100-летию Октябрьской революции. Шмидт, выступивший ее куратором, видел в киноязыке режиссера отсылки к произведениям, которые находятся в коллекции галереи. "Меня очень привлекает русское кино", - поделился он.
Историческая правда
Шмидт рассказал, что поток посетителей в Музей икон, открытый в залах Палаццо Питти, входящем в комплекс галереи, не иссякает. "К нам приходят молодые люди, которым любопытно познакомиться с русской культурой, их завораживают эти иконы. Многие святые почитаются как в православной, так и в католической традиции, это объединяющий момент, и это очень важно", - отметил директор. Кроме того, Палаццо Питти, где представлена важная часть коллекция Уффици в Палатинской галерее, посещают множество иностранцев. Большинство из них не ожидают увидеть произведения русского сакрального искусства в стенах дворца времен Возрождения. А тем временем пролежавшая долгое время в запасниках эта коллекция икон является самой крупной и ценной за пределами России.
Шмидт считает, что этот музей отражает гораздо больше - истоки и особенности русской культуры. Все подписи на экспозиции, символично размещенной около Палатинской капеллы, на трех языках - итальянском, русском и английском. В аннотации к одному из залов напоминается об "обращении в христианство народов, населявших Древнюю Русь, чьи границы примерно соответствуют современным территориям Украины, Белоруссии и Западной части России". "Все именно так, это история, где все начиналось и развивалось, нельзя делать вид, что было разделение там, где его не было. Эта историческая правда, в том числе, отображена материально - на этих иконах", - заключил Шмидт.