Войти в почту

День в истории: избрание Бориса Годунова царем

После кончины Федора Иоанновича — последнего российского царя из московской ветви Рюриковичей (Калитвичей, то есть потомства Ивана Калиты) 17 (27) февраля 1598 года Земский Собор избрал царем Бориса Годунова. Однако, хотя тот и являлся шурином покойного царя и носил официальный титул правителя в годы его царствования (1584–1598), на самом деле избрание Годунова — вопреки блестящей, но исторически неточной пушкинской трагедии «Борис Годунов» — вовсе не являлось решенным делом. Напротив, события «междуцарствия» 1598 года, связанные с переходом власти после кончины Федора, могут рассматриваться как своеобразный прообраз Смутного времени, будущей гражданской войны, начавшейся в правление того же Годунова спустя всего шесть лет, в 1604 году.Федор Иоаннович скончался 7 (17) января 1598 года, не оставив ни потомства, ни завещания и так не назвав имени преемника (а супруге Ирине, сестре Годунова, велел принять иноческий чин и удалиться в монастырь). Позднее, после воцарения Годунова, утверждалось, что он якобы оставил трон Ирине, а «приказал» государство самому Годунову как ее брату и правителю государства. Первоначально Борис попытался привести страну к присяге на верность Ирине, а заодно и своей особе, но столкнулся с недовольством населения и в итоге отказался от этого замысла. В итоге через девять дней после кончины мужа сестре Бориса пришлось уйти в Новодевичий монастырь во избежание народного возмущения. Кроме того, после смерти Федора поползли слухи о том, что своим наследником он видел одного из Романовых — знатного семейства, состоявшего в родстве с царской семьей через первую супругу Ивана IV Грозного Анастасию Захарьину-Юрьеву (Федор Никитич Романов, будущий патриарх Филарет и отец будущего российского царя Михаила Федоровича, являлся двоюродным братом покойного Федора Иоанновича).Боярская дума инициировала созыв Земского собора и выборы нового царя. Решение это пришлось Борису, явно желавшему получить власть от Федора по наследству (самому или через свою сестру), не по нутру — во всяком случае, он отдал приказ перекрыть дороги и воспрепятствовать прибытию в Москву неугодных ему бояр и духовных лиц, которые могли бы занять враждебную ему позицию на Земском соборе. Но все равно не слишком знатный Годунов не пользовался особой поддержкой аристократии (на тот момент он был популярен среди меньших бояр, стрельцов и «черни» — но не они решали вопрос о власти). По донесениям, поступавшим в соседнюю Литву с января 1598 года, наиболее популярны были кандидатуры братьев Романовых, Александра и Федора, а уже за ними шли Федор Мстиславский (глава Боярской думы и праправнук Ивана III) и сам Борис Годунов. До Литвы доходили слухи и о вражде между московскими боярами, препятствующей принятию ими политических решений. В какой-то момент Борис прекратил посещать Боярскую думу из-за враждебности Романовых и укрылся на своем подворье, а затем и вовсе выехал за город, перебравшись в Новодевичий монастырь.Пошли слухи о том, что именно Борис отравил покойного царя Федора — явно направленные на дискредитацию правителя и недопущение перехода власти в его руки. Что интересно, после смерти Федора Иоанновича также пошли слухи и о том, что младший брат Федора царевич Дмитрий, погибший или убитый в Угличе (в его убийстве недоброжелатели тоже обвиняли Годунова) в мае 1591 года, на самом деле жив. Или о том, что Годунов держит при себе двойника убитого по его приказу Дмитрия, чтобы выставить его в качестве претендента на трон (то есть вся «фабула» истории последующих самозванцев-Лжедмитриев была разработана уже тогда, буквально сразу после смерти Федора). Вполне возможно, что отъезд Годунова из Москвы также был связан с этими слухами, направленными, видимо, на то, чтобы настроить жителей столицы против него.Ключевой проблемой противников Годунова, помимо отсутствия единства, было и то, что ни Романовы, ни Мстиславские не являлись Рюриковичами, состоя в родстве с ними лишь по женской линии (причем Романовы еще и не являлись кровными потомками царского рода). Претендовать на трон могли бы Шуйские как прямые потомки Андрея Ярославича, младшего брата Александра Ярославича Невского (предка московских князей) — но они на тот момент воздержались от политической активности. 7 (17 февраля), по завершению траура по Федору Иоанновичу, бояре призвали народ принести присягу Боярской думе — однако перспективы боярского правления не вызывали у населения энтузиазма. В такой ситуации Земский собор 10 (20) февраля решил обратиться к Борису Годунову и предложить ему корону, организовав шествие в Новодевичий монастырь. В такой ситуации Борис разыграл великолепный политический спектакль — понимая, что в условиях слухов об организованном им цареубийстве надо обелить себя в глазах народа.Он отказался от предложения занять трон. Более того, он распустил слух о своем намерении постричься в монахи (а по утверждению дьяка Ивана Тимофеева — и вовсе вышел к толпе с платком на шее, демонстрируя, что, мол, скорее удавится, что примет корону). В свою очередь бояре и церковники утверждали, что откажутся от занимаемых ими светских и духовных чинов, если Борис не примет царство. Кроме того, собравшиеся на Новодевичьем поле служилые люди прямо заявили, что оставят службу, если Борис не займет престол. Позиция дворянства, по-видимому, была вполне искренней — судя по поступавшим в Литву донесениям, среди дворянства и московского простонародья Борис на тот момент пользовался популярностью. Так что утверждения о том, что по приказу Бориса народ силой сгоняли на манифестацию, призывавшую его занять трон (отраженные, в том числе, и в пушкинской трагедии), истине, скорее всего, не соответствуют.На этот раз развернутая Годуновым пропагандистская кампания увенчалась успехом. Уже 16 (26) февраля он вернулся в Москву, торжественно встречавшую его хлебом-солью и щедрыми дарами. В итоге 17 (27) февраля Земский собор избрал Бориса царем и принес ему присягу на верность, после чего в Новгород, Псков, Смоленск, Казань Борисом были разосланы эмиссары для приведения к присяге на верность и остальной России. Таким образом, Россия избежала гражданской войны, а передача власти прошла цивилизованным, ненасильственным путем. Позднее опалам со стороны Годунова подверглись некоторые знатные семьи (например, те же Романовы), однако, как отмечал видный исследователь той эпохи Руслан Григорьевич Скрынников, с террором времен Ивана Грозного эти события были несравнимы.В дальнейшем правление Бориса Годунова сложилось (и для него, и для России в целом) неудачно, привело к гражданской войне и после смерти царя закончилось гибелью его династии как таковой. С другой стороны, не стоит забывать о том, что позиции других возможных претендентов на трон (Романовы, Мстиславские, Шуйские) также не являлись бесспорными, и другие боярские группировки точно так же могли бы попытаться оспорить их власть в случае избрания. Сыграли свою роль также социальные (недовольство крестьянства политикой закрепощения, начавшейся еще до Годунова, в правление Ивана Грозного) и природные (великий голод 1601–1603 годов) факторы.События 1598 года демонстрируют и то, что Русское царство того времени вовсе не являлось неограниченной деспотией, где власть имущие могли творить все что душе угодно. Попытка Бориса Годунова захватить власть от имени своей сестры Ирины без всякого согласования своих действий с представителями политической элиты и населения в целом, исключительно за счет своего статуса правителя, закончилась неудачей — более того, ему пришлось покинуть Москву. Получить власть он смог лишь за счет пропагандистской кампании (демонстрирующей его якобы нежелание принимать власть), массовой поддержки среди населения столицы и разногласий в стане его противников из Боярской думы, не сумевших противопоставить ему единого претендента на царский трон.Автор: Семен Фридман.

День в истории: избрание Бориса Годунова царем
© InScience