В Архангельске открылась выставка миниатюрной живописи по эмали

АРХАНГЕЛЬСК, 5 марта. /ТАСС/. Выставка ростовской финифти "Чудо огненного письма" - миниатюрной живописи по эмали - открылась в музее "Старинный особняк на Набережной" музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" в Архангельске. Как сообщила ТАСС завсектором экспозиции музея Евгения Дубровская, выставка продолжает серию мероприятий о художественных промыслах России, представлено более 200 экспонатов.

"Старинный особняк продолжает знакомить архангелогородцев и гостей города с художественными промыслами России, эта выставка посвящена ростовской финифти. Здесь представлено свыше двухсот экспонатов музея фабрики "Ростовская финифть", - сказала Дубровская.

Выставка будет работать до 5 ноября. Посетители смогут увидеть миниатюрные иконы и образки, украшения, шкатулки, пейзажи, портреты, натюрморты, панно. Представленные гарнитуры, серьги, кольца, кулоны, браслеты и броши выполнены художниками-миниатюристами Еленой Котовой, Татьяной Михайленко, Натальей Серовой, Ларисой Самоновой, Валерием Кочкиным. Исторический и былинный жанры представлены творчеством ведущего художника ростовской финифти Александра Хаунова и заслуженного художника России Николая Куландина.

Одна из витрин выставки посвящена процессу создания финифти. В основе каждого изделия - медная пластина, на которую наносится эмаль. Стекло на фабрики поступает в виде порошка. Он наносится на медные пластины и отправляется в печь для обжига. Финифтью украшали иконы и образа. Исторически было несколько центров финифти в Российской империи, ее создавали в Москве, на севере - в Усолье, в Киеве. Крупнейшим центром эмальерного искусства России с XVIII века является Ростов Великий. 250 лет назад Ростов Великий был местом, где было много монастырей, туда со всей страны приезжали паломники. "Маленькие образки и иконки мог купить практически каждый. Так ростовская финифть стала распространяться по всей стране", - сказала Дубровская.

После революции в 1918 году мастера в Ростове объединились в артель. Религиозная тема перестала быть востребованной. Ближайшими жанрами стали портрет и пейзаж, такие изображения и начали использовать на миниатюрах. После Великой Отечественной войны промысел практически исчез. В 1960-е годы ростовская финифть объединилась со сканью - ювелирным промыслом, где ажурные украшения создаются из серебряной или посеребренной проволоки. Тогда же появились известные сейчас цветочные мотивы. "Государство решило помочь этому промыслу, туда направлялись художники, в том числе это были художники из федоскинской школы (Федоскинская миниатюра - вид живописи масляными красками на изделиях из папье-маше, получил название от подмосковного села Федоскино, - прим. ТАСС). То есть лаковая миниатюра. А также художники из Жостово, которые привнесли свои цветы. Но эти огромные цветы превратились в миниатюрные", - сказала Дубровская.