Женский образ… навсегда

В преддверии 8 марта в Москве состоялось открытие выставки «Женский образ», организованной Евразийским союзом художников. Открылась она 7 марта в Москве в ТДК «Киевский», по адресу: улица Киевская, д. 2, 4 этаж, центр современных искусств «Арт-Коммуна». Работы на выставке удивляют своим своеобразием. И при этом выставка выглядит очень цельной. Конечно, красной нитью проходит тема миссии, предназначения женщины в мировой истории и культуре. И, на мой взгляд, все произведения разных авторов, представленные в экспозиции, объединяет дух преклонения, восхищения и любования женщиной как шедевром.

Женский образ… навсегда
© Вечерняя Москва

Для любования созданы картины Михаила Цветкова, заслуженного художника России, почетного члена Российской Академии художеств, сложные и многослойные в своей постмодернистской поэтике, они приближаются к декоративным панно и даже напоминают эмали драгоценными переливами цвета. В бесконечных метаморфозах его героини становятся мифологемами, напоминающими то ангелоподобных Прекрасных Дам, то зловещих птиц-сирен, способных погубить странников в безграничных океанах Вселенной. Его картины-загадки, например, изысканную «Юдифь», можно рассматривать и разгадывать бесконечно, ведь, в конце концов, все попытки зрителя все равно превратятся в сюрреалистическую игру.

Вера Казакова поделилась со зрителями «Первыми тюльпанами» и иными вариациями на восточные темы, обыгранные уверенно и эффектно. Сочетание яркой и орнаментально богатой декоративной поверхности с обнаженной натурой может в первые моменты вызвать ассоциации с классиками модерна, даже, возможно, с Густавом Климтом, но художница, словно, опасается до конца покинуть пространство реалистической традиции, и эта еле уловимая грань придает особое обаяние ее сказочным героиням.

Александра Пояркова в своей зловещей Thenight 2 фантазирует на тему мистической ночной женщины-птицы, украшая ее образ русскими национальными орнаментальными мотивами и демонстрируя яркий дар декоративиста, кажется, с большим театральным опытом.

Отдельно отмечу произведения Дениса Мациевского, награжденного золотой медалью имени В.И. Сурикова, регулярного и заметного участника выставок, организованных Евразийским союзом художников, члена Московского союза художников, союза художников России, педагога.

Обозревая семь представленных картин этого автора («Возвращение к себе», «Изобилие плодов земных», «Черное и белое», «Уходящее лето», «Отражение», «Вечерняя рапсодия» и «В мире всё чувствует»), поражаешься широкому диапазону возможностей и мотивов. Поклонники художника знают его в большей степени как мастера, я бы сказала, художественной геометрии и стереометрии, архитектурных пейзажей, фантастических, метафизических, религиозно-философских композиций. Здесь же в богатых и сложных натюрмортах или лирических интерьерах неожиданно рождаются, словно из их поэтики, женские образы, точнее, кажется, один образ и его вариации. Часто у больших мастеров мы встречаем один женский типаж, часто мы говорим об одной музе, например, вдохновлявшей Михаила Врубеля или одном идеале, живущем на полотнах Владимира Боровиковского. В композициях Мациевского поражает тонкость переплетения узнаваемых бытовых, художественных образов со сложными символическими смыслами и подтекстами, которые абсолютно ненавязчиво, легко дышат, живут в ткани произведений.

Конечно, в картинах нашего современника женщина играет роль и музы, и Прекрасной Дамы, и некоего духовного источника жизни и трепета, без которого любое искусство мертво. И эти произведения требуют долгого внимательного всматривания зрителя, тихого диалога, интеллектуального и душевного, ведь они одновременно выросли из классики и отвечают ожиданиям нашего времени. Где-то нам пригрезятся голландские натюрморты XVII века, а где-то звучит робко, но мелодично музыка Сандро Боттичелли, многие красивейшие переливы красок и тоновые переходы напомнят драгоценную живопись Михаила Врубеля, некоторые фантастические коллизии отсылают нас к итальянской метафизической живописи XX века, и почти в каждой работе вспоминается Античность как колыбель европейской культуры. Но для Мациевского все эти аллюзии, словно, только на службе, подчинены главным внутренним задачам, которые не всем очевидны, но открываются духовному видению. Конечно, мы можем просто любоваться картиной «В мире все чувствует», лирическим городским заоконьем, лучом света, а можем задуматься о символическом значении хлеба и вина, известном каждому христианину, о Фаворском свете, и о том, как высшие Истины претворяются в нашей повседневности, – после того, как Слово стало Плотью, и Бог стал человеком. С этого момента мир изменился навсегда, и человек теперь призван к обожению, а каждая женщина носит в себе, как будто, частичку образа и Любви Самой Богоматери.

Стремление к всестороннему, мистическому и эстетическому, даже изощренному переживанию и осмыслению феномена Женщины в мире и в нашей повседневности лежит в основе творений всех участников этой вдохновляющей выставки, напоминающей нам о таких вечных истинах, как совершенство женщины и приближение весны…