Станислав Петров: «Мои украшения отражают внутренний мир человека»

Его работами восхищаются по всему миру, а клиенты выстраиваются в очередь, чтобы к нему попасть. Причем его заказчиками становятся самые богатые и успешные люди планеты. О том, как построить такую головокружительную карьеру, мы поговорили с ювелиром экстра-класса, обладателем множества международных наград, автором собственной методики «Как стать ювелиром с нуля», основателем ювелирной студии и ювелирной школы Станиславом Петровым.

Станислав Петров: «Мои украшения отражают внутренний мир человека»
© Свободная пресса

«СП»: Станислав, расскажите, как давно Вы занимаетесь украшениями?

– Уже более 23 лет я в этом бизнесе. Началось все с хобби, мне было интересно изучать книги по данной тематике, а потом мне посчастливилось попасть в ученики к настоящим мастерам в ювелирном деле, чьи работы в том числе находятся в Алмазном фонде. Примерно через 1,5-2 года интенсивных занятий и практики я устроился в московское представительство известного ювелирного завода «Инталия».

У нас был экспериментальный цех, в котором мы изготавливали вип-заказы. Очень скоро я стал старшим специалистом, а затем и ювелиром-модельером (по сути, директором производства). Я придумывал дизайн украшений, отрабатывал новые модели, делал выставочные, коллекционные работы, которые побеждали потом на международных выставках. Это был невероятный опыт, который помог мне позже, в 2009 году, открыть свою компанию.

«СП»: Я знаю, что Вы даже разработали и внедрили на заводе «Инталия» собственную методику изготовления украшений, которая позволила компании в несколько раз увеличить прибыль. Поделитесь, в чем она состояла?

– Все верно, я действительно создал собственную методику, которой обучил сотрудников сначала в Москве, а затем к нам на повышение квалификации начали приезжать специалисты с завода в Костроме. Я глубоко изучил технологию производства и понял, какие ненужные, дублирующие операции можно было исключить. Кроме того, я оптимизировал этапность производства, чтобы одни и те же действия не выполнялись несколько раз подряд. Помимо этого, я один из первых начал внедрять новое для того времени компьютерное моделирование и прототипирование на 3D-принтерах. Все это позволило сократить время производства украшений, улучшить качество, снизить себестоимость и увеличить прибыль.

Всем мастерам стали выдавать технологическую карту, которую я подготовил, чтобы им было максимально понятно, что и как делать, чтобы не приходилось тратить время на эксперименты, а максимально эффективно и качественно выполнить поставленную задачу.

«СП»: А в чем особенность Вашего стиля? Почему самые взыскательные заказчики обращаются именно к Вам?

– Я работаю в стиле Фаберже – это одна из самых трудных техник в мире. Она заключается в сочетании сложных механизмов, горячей и холодной эмали и в целом глубоком внимании к материалам и их особенностям. Причем в данной технике можно изготавливать не только «Пасхальные яйца», которыми стал знаменит Фаберже, но и любые другие ювелирные изделия. Благодаря ей мне удается создавать уникальные украшения-трансформеры, которые идеально подойдут к различным ситуациям и образам. Например, дневные серьги можно всего за несколько секунд превратить в вечерние.

В своей работе я стараюсь объединить классические знания, традиции и современные технологии – 3D-программы и 3D-принтеры, чтобы клиенты могли получить настоящие произведения искусства, которые при этом легко можно вписать в обычную жизнь и часто, c удовольствием надевать.

Именно поэтому ко мне часто обращаются известные предприниматели, топ-менеджеры, артисты, спортсмены. Например, я делал украшения для генерального директора автохолдинга «Рольф» Светланы Виноградовой, 4-кратной чемпионки мира по бальным танцам Татьяны Николаевой, одного из ведущих огранщиков в мире, чемпиона по огранке в 2012 году в Гонконге, мастера Русской гильдии огранщиков Дмитрия Саморукова, актера, шоумена Михаила Галустяна и его жены Виктории.

«СП»: Вы обладатель международной награды AGTA Spectrum Awards 2021, JCK Jewelry Awards 2020, обладатель Большого ордена «Карл Фаберже – Придворный ювелир» в 2019 году, победитель Всероссийского конкурса ювелиров «Лучшие украшения России» в 2017 году в рамках ювелирной международной выставки Junwex. Как Вам кажется, что важно для ювелира, чтобы выйти на топ уровень и привлекать самых платежеспособных клиентов?

– Думаю, здесь важны сразу несколько факторов. Во-первых, качество работ должно быть высочайшее. Я, например, даже медный гвоздь могу сделать на уровне ведущих мировых брендов, а скорее всего, даже лучше. Именно это позволило мне выиграть такое большое количество международных наград. Например, в рамках международного конкурса AGTA Spectrum Awards мое кольцо «Violet» получило 1 место в номинации «Fashion forward» и 2 место в номинации «Business and Day Wear», а в рамках JCK Jewelry Awards 2020 я занял второе место в номинации «Лучшее ювелирное украшение из золота с цветными драгоценными камнями» (серьги «Fireworks») и в номинации «Лучшее ювелирное украшение из серебра» (браслет «Fjords»).

Кроме того, немаловажную роль играет общение с клиентами, нужно быть в какой-то мере психологом. Когда я создаю свои украшения, то стараюсь не только передать определённый художественный замысел, историю, но и стиль человека, его характер, чтобы изделие максимально органично вписалось в его образ или интерьер.

Когда ко мне только приходит заказчик на встречу, я обращаю внимание на все – и на то, что он говорит, какие у него есть пожелания, какие украшения ему нравятся, и на то, как он выглядит, какую носит одежду, аксессуары, какая у него мимика, жесты… Все это позволяет мне почувствовать человека, отразить в украшении его душу, вызвать точную ассоциацию с ним.

Также для успешной работы очень важны максимально профессиональные сотрудники и партнеры. Большинство моих работников – это бывшие ученики, которых я «взращивал» на протяжении долгого времени. Я сотрудничаю с поставщиками камней по всему миру, могу даже привести понравившиеся экземпляры на «живой» отсмотр, чтобы клиенты были уверены в том, что они приобретают. Кроме того, чтобы заказчики яснее представляли финальный результат, они в некоем роде участвуют во всем процессе создания украшения. Сначала я делаю эскизы, которые мы обсуждаем и дорабатываем. Затем, чтобы понять объем и пластику, мы делаем полимерную модель в натуральную величину, на которую уже можно приложить камни для большей наглядности. И, конечно же, стоимость таких многоэтапных работ достаточно высока. Но благодаря такому подходу мои изделия обычно находятся в частных коллекциях или становятся семейными реликвиями, передаются из поколения в поколение, а я с гордостью называю себя «Family Jeweler».

В целом выйти на самый верхний уровень в ювелирной индустрии сложно, зато достигнув его, видишь – конкурентов становится мало, а клиентов – много.

«СП»: Сколько могут стоить такие эксклюзивные украшения?

– Моя компания всегда работала в премиум сегменте, самые минимальные заказы – 2-3 тысячи долларов, в среднем это от 5 до 20 тысяч долларов. Также периодически были заказы в диапазоне 35-70 тысяч долларов и несколько раз в год проекты свыше 100 тысяч долларов.

Впрочем, помимо изготовления украшений, мы всегда оказывали услуги по ремонту и реставрации, и там цены соответственно ниже. И немалая часть состоятельных клиентов к нам так изначально и пришла – сначала они хотели что-то починить, а потом, убедившись в высоком уровне наших услуг, просили создать для них украшения.

Например, однажды к нам пришла пожилая дама, мы несколько раз для нее делали мелкий ремонт примерно на 500 рублей. А позднее она попросила сделать на день рождения ее внучке гарнитур с изумрудами за 3,5 миллиона рублей!

«СП»: Какие в Вашей практике были самые сложные заказы?

– Обычно то, что выглядит просто – максимально сложно изготовить. Например, однажды нам нужно было сделать метровое колье из 80 изумрудов в огранке «сердце» по полкарата. Самое трудное в данном заказе было найти такое количество подобных камней, мне пришлось их собирать по всему миру! А также была большая сложность закрепить все эти изумруды, так как изумруд – один из самых хрупких и капризных камней в работе, и его закрепка требует высочайшего мастерства и опыта. Кроме того, было необходимо сделать так, чтобы все колье было подвижным, изящно ложилось по шее, для этого все камни (а всего их было более 200 штук) были скреплены подвижными соединениями.

Вообще для этой заказчицы мы делали много интересных проектов. Помимо колье с изумрудами, мы также создали для нее аналогичные колье с синими сапфирами, c желтыми сапфирами, с розовыми сапфирами и с бриллиантами, чтобы у нее были подходящие украшения под любой наряд. Каждое из них стоило более 100 тысяч долларов. Также интересно, что все эти пять колье можно соединить в одну длинную нить или связать вместе только 2-3 из них, например, украшения желтого и розового цвета, чтобы получить неповторимый образ.

А еще для этой клиентки были сделаны браслеты из белого, желтого и розового золота, для которых я создал дизайн и уникальный механизм замка. Она на постоянной основе носила фитнес-браслет, который зачастую не сочетался и не соответствовал ее стилю одежды. Задача состояла в том, чтобы не просто скрыть фитнес-браслет, а интегрировать его в ювелирное украшение уровня High Jewelry. Судя по реакции коллег и то, что браслет «Спортивный/Challenge» занял призовое место на Московской международной ювелирной выставке Junwex 2017, мы с этой задачей справились блестяще.

Таким образом, особенность моих украшений в том, что их можно трансформировать, комбинировать, а благодаря этому носить не раз в год, а постоянно. А это важно для любого ювелира, чтобы его изделие активно использовалось и приносило радость своему обладателю.

«СП»: А почему Вы решили создать свою школу?

– Мне хотелось передать свои знания и навыки молодому поколению и нести в массы свою методику, которую я создал еще во время работы в «Инталии». Кроме того, талантливым выпускникам я всегда предлагал работу в своей студии, укрепляя свой штат. Всего на данный момент обучение у меня прошло порядка 400 человек, это долгий и кропотливый путь практики, передаваемый из рук в руки, а не массовое обучение.

Результатом такого обучения является то, что большая часть учеников создают свои студии или занимают лидирующие позиции в крупных производственных ювелирных компаниях. Конечно же, много зависит и от ученика, мало получить знания, надо суметь ими распорядиться, и моя методика «Как стать ювелиром с нуля» помогает в разы сократить путь становления ученика как мастера.

Впрочем, я и сам никогда не прекращаю учиться, я регулярно повышаю свою квалификацию, езжу по всему миру, общаюсь с лучшими Мастерами и экспертами ювелирного искусства. Это приносит мне большое удовольствие, потому что я невероятно люблю то, чем занимаюсь!