Тюменцам показали, как наряжались горожане в прошлые века
В главный женский день не тюльпанно-мимозными букетами, а хороводом манекенов в потрясающих нарядах тюменок поздравила историк моды Екатерина Макарова. Два десятка комплектов - от платьев и сюртуков до корсетов, сумочек, поясов и шляп - девушка отшила вместе с четырьмя мастерами и 15 волонтерами не ради забавы. Кропотливый труд в течение четырех месяцев и выставка во Дворце культуры "Нефтяник" - финальный аккорд проекта "По тюменской мостовой", поддержанный президентским фондом культурных инициатив. Идея творческого буквально круглосуточного подвига ясна как день: несмотря на военные перевороты, эпидемии и прочие потрясения, женщина всегда умела быть красивой и вдохновляющей. Шлейфом этой красоты и захотела поделиться с землячками неугомонная Катя. Сопроводила ее в благородном стремлении команда Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ).
- Наш проект многосоставный: сначала Катюша работала в музейных фондах, затем отшивала комплекты по прототипам - сохранившимся в музеях костюмам, фотографиям, картинкам, рисункам, теперь показывает результат. Выставка передвижного формата. Надеемся, познакомиться с работами наших мастериц захотят и в других регионах, - рассказала проектный менеджер ТАРКИ Наталия Лучко.
Женщины не работали условно: наряжаясь, они поддерживали социальные связи глав семейств
Около двух миллионов рублей коллектив потратил на ткани, фурнитуру, аренду уникального оборудования, зарплату белошвейкам. Было дело - получали посылку с кружевом и перьями весом 105 килограммов.
- Мы славно потрудились, предчувствуя интерес тюменцев к прошлому: почти всем гостям выставки хочется прикасаться к красоте, самим становиться краше. А наша работа… Ее ведь нельзя измерить деньгами. Каждая пришитая волонтером кнопочка на платье - уже неоценимый вклад, - говорит Екатерина Макарова.
Два десятка комплектов как два десятка романов. Несомненно, про любовь. К себе и супругу. Да, женщины не работали условно: наряжаясь, следя за стилем, они укрепляли и поддерживали социальные связи глав семейств. Такая вот, с одной стороны, приятная, а с другой - нелегкая задача. Из Парижа до Тюмени и Тобольска глянец везли полтора месяца. Спустя четыре недели модница могла получить готовое платье в ателье - и в свет, под софиты, радовать себя и окружающих. Эпоха ампира - это завышенная талия, длинные рукава, собранные гармошкой, кашемировая шаль на плечах. Чем ближе к нашему времени, тем талия ниже, зато рукава растут в объеме - оказывается, под них надевали специальные каркасы. А как вам стеганый ватный подъюбник? Между прочим, такие носили и зимой, и летом.
- В XIX веке понятия комфорт не существовало, было понятие приличный вид. Неподобающе выглядишь - с тобой и разговаривать не станут, а про заключение международной сделки вообще можешь забыть. Сорочка, корсет, панталоны, ватный подъюбник, само платье - все это даме следовало надеть и выйти с улыбкой. По одежке встречали и провожали… Не нашла информацию о том, насколько в Тюмени был развит дендизм, но сибирские мужчины знали, как сделать талию и зачем накладки на икры, - удивляла первых посетителей Екатерина.
Эпоха романтизма позволила облегчить наряды - тут нижние юбки уже со шнурами. Очередное десятилетие - и новые фасоны. Платье-зефирка, например. Неизменными остаются лишь броши - зажиточные тюменки любили щеголять в драгоценностях. Горожанки попроще носили мужские рубахи и сарафаны - платье им не по карману и статусу.
Еще несколько дней подряд мерить наряды и тут же в них фотографироваться можно в ДК "Нефтяник", потом выставка поедет на фестиваль "Неделя моды. Сибирь" в тюменский Домэкспо. До 12 июня по условиям гранта ее будут демонстрировать на различных площадках города, сопровождая авторскими экскурсиями, лекциями, презентацией видеороликов и короткометражки. Известно, что коллекция разместится в филармонии. А Катя Макарова уже думает о новом грандиозном проекте про головные уборы с золотной вышивкой в партнерстве с кукольными театрами.