Wildberries пошел на мировую. Но надолго ли?

Похоже, все случилось именно так, как и прогнозировали ранее опрошенные Business FM эксперты. А они говорили о том, что Wildberries своими традиционно крайне жесткими действиями умеет создавать себе проблемы, но зато он же способен быстро их решать. Правда, в этот раз, кажется, скорости и решимости маркетплейсу добавил интерес к ситуации со стороны целого ряда госорганов.

Wildberries пошел на мировую. Но надолго ли?
© BFM.RU

Коротко о сути скандала. Wildberries ввел новые штрафы для владельцев и менеджеров пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Площадка начала, в случае если из ПВЗ на склад приходит бракованный или подмененный товар, списывать со счетов ПВЗ его полную стоимость. Владельцы точек выдачи взбунтовались. С одной стороны, факты подмен или порчи товаров именно в пунктах выдачи действительно имеют место. А еще чаще сотрудники ПВЗ отправляют обратно на склад товары, которые подменили или сломали покупатели. Просто потому, что работники невнимательно осматривают эти вещи. И логично, когда за такие ошибки или даже фактическое воровство платит виновный, то есть ПВЗ.

Но, с другой стороны, Wildberries начал штрафовать всех без разбора. Не оставив предпринимателям никаких шансов доказать свою невиновность. Разгорелся скандал. Да так сильно, что деятельностью Wildberries начали интересоваться в Госдуме, ФАС, Минтруда, Минцифры, Генпрокуратуре и так далее. И маркетплейс, который еще на днях увольнял нелояльных сотрудников и разрывал отношения с самыми активными участниками протеста, сейчас смягчил позицию.

Вот что заявила представитель пресс-службы Wildberries Анфиса Ронжина:

Анфиса Ронжина представитель пресс-службы Wildberries «С одной стороны, мы уже в течение нескольких дней усиливаем контроль для предотвращения возможных мошеннических действий, а с другой — временно приостанавливаем списания за подмены с владельцев и менеджеров ПВЗ, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях. Кроме того, мы усилили и каналы обратной связи. Сейчас каждый день рассматриваем порядка трех тысяч тикетов по проблемным ситуациям. Благодаря диалогу и механизму обратной связи с ПВЗ и предпринимателями отменили уже свыше десяти тысяч некорректных штрафов за подмены товаров. В ближайшее время они будут отражены на балансах ПВЗ».

Владельцы ПВЗ 16 марта действительно стали получать сообщения о том, что деньги им, возможно, вернут. Почему «возможно»? Как объяснила Business FM Ксения, владеющая пунктом выдачи в Красноярском крае, деньги обычно приходят по понедельникам. А еще штрихкоды спорных товаров (которые сами участники рынка называют ШК) сейчас переведены из статуса «удержано» в статус «зависло». Предпринимателям еще придется доказать, что в подмене или порче виноваты не они.

«Штрихкод этих товаров переведут во вкладку «Зависшие ШК», есть у нас такая вкладка. Там появится форма для оспаривания этих зависших ШК. Мы туда подгрузим наши возражения, подгрузим видео того, что этот товар не был нами подменен, а этот товар пришел изначально не того размера, как в нашем случае. Компания рассмотрит видео и возражение и будет принимать решение, вернуть нам эти деньги или оставить в удержаниях».

Что же делать, если владелец или менеджер ПВЗ уверен в своей невиновности, но Wildberries его аргументы не примет? Идти в суд, рекомендует генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич:

Александр Исаевич генеральный директор Корпорации МСП «Есть такое понятие, как злоупотребление правом. Еще одно условие договора, которое свидетельствует о злоупотреблении своими правами, — это право в одностороннем порядке менять условия договора в любой момент. Мы в корпорации будет помогать составлять иски, консультировать».

Некоторые владельцы ПВЗ призывают коллег не расслабляться, опасаясь, что Wildberries смягчил позицию лишь на время. Но при таком повышенном внимании со стороны целой очереди из министерств и ведомств в ближайшее время «Ягодки», хоть в названии они и дикие, наверное, будут вести себя более цивилизованно.