Великая Ламанова. Изучаем платья модельера на выставке в Старом Английском Дворе

В белокаменном подклете Старого Английского Двора открылась выставка «Ламанова. Русский дресс-код». Она посвящена модельеру, оставившему след не только в истории русской моды, но и в истории русского театра, ― Надежде Ламановой. Ключевые экспонаты — платья, которые Ламанова создала для спектакля «Анна Каренина», поставленного в Московском Художественном театре Владимиром Немировичем-Данченко в 1937 году. Предоставил экспонаты музей МХАТ, который хранит более 50 костюмов авторства великого модельера, появлявшихся в разных постановках Художественного театра.

Великая Ламанова. Изучаем платья модельера на выставке в Старом Английском Дворе
© Mos.ru

Поставщик Ея Императорского Величества

Жизнь Надежды Ламановой напоминает фильм с удивительными сюжетными поворотами: главная героиня, потеряв все, начинает с нуля — и выигрывает. Ламанова родилась в 1861 году в Нижегородской губернии, была старшей из пяти дочерей в семье подполковника Белорусского гусарского полка. Окончила Мариинскую женскую гимназию первого разряда в Нижнем Новгороде, получив свидетельство о том, что может работать в школе учителем географии.

Родители не были зажиточными и не могли оставить дочерям большого наследства. Понимая, что ее судьба в ее руках, Надежда отправляется в Москву, чтобы работать и помогать семье. Она поступает в школу кройки и шитья Ольги Суворовой — рукоделие привлекает Ламанову гораздо больше преподавания географии. В 1884 году умирает ее отец. Еще через два года — мать.

Уже в 1884 году Надежда Ламанова устраивается закройщицей в мастерскую популярной московской портнихи Татьяны Войткевич. А уже спустя год, в возрасте 24 лет, открывает свое ателье. Сначала на нее работали 11 швей, но меньше чем через пять лет число увеличилось до 38. К Надежде Ламановой выстраивались очереди из дам высшего света, купчих, артисток.

В 1898 году ей присвоили звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», а в 1904-м — «Поставщик Ея Императорского Величества». За почти 20 лет мастерская Ламановой сменила несколько адресов. Сначала она располагалась в доме Батюшкова (сейчас — Большая Никитская улица, дом 24/1). В 1886 году переехала в расположенный неподалеку дом Черневых, в 1890-м — в дом Фишера (улица Большая Дмитровка, дом 11), в 1898-м — в дом Адельгейма (улица Большая Дмитровка, дом 23). Наконец, в 1908 году по заказу Надежды Петровны Ламановой архитектор Никита Лазарев построил доходный дом по адресу: Тверской бульвар, дом 10. Это было первое модное палаццо в городе. В нем располагались жилые комнаты для владельцев, ателье, мастерские, благотворительная школа для девочек. В 1977 году на его месте появилось здание ТАСС.

Ламанова удивляла клиенток и поклонников своего творчества смелыми нововведениями. Так, например, она первой в России поддержала идею отказа от корсета в платьях, предложенную французским кутюрье Полем Пуаре. Отказ от корсета предполагал изменение силуэта, и во второй половине 1900-х годов Надежда Петровна ввела моду на новый силуэт, напоминающий очертаниями античную тунику.

Надежда Ламанова никогда не забывала о том, какой путь ей пришлось преодолеть. Она открыла бесплатную школу шитья. Воспитанницы постоянно восторженно обсуждали, для кого на этот раз Ламанова шьет наряды: для княгини Елизаветы Федоровны, княгини Марии Павловны, Ольги Книппер-Чеховой или Тамары Карсавиной? Одни только имена ее клиенток вселяли трепет. 

Шаляпин своего дела

Среди громких имен, которые звучали вокруг Ламановой, были и мужские. Например, Константин Станиславский — режиссер, один из основателей Художественного театра, был ее другом и поклонником ее таланта. В артистические круги Ламанову ввел муж, увлеченный театром. В 1901 году Станиславский пригласил ее в Художественный театр — в то время как раз начиналась работа над постановкой «Вишневого сада» Антона Чехова.

Конечно, созданием костюмов к одной постановке их сотрудничество не ограничилось. Станиславский называл ее «Шаляпиным своего дела», «незаменимой»: Ламанова не только придумывала свои наряды, но и шила костюмы по эскизам других художников. Среди спектаклей, над костюмами к которым она работала, — «В мечтах», «У жизни в лапах», «Дама-невидимка», «Гроза», «Слуга двух господ».

«Долгое сотрудничество с Н.П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма», — писал режиссер.

В середине 1930-х Владимир Немирович-Данченко задумал поставить в театре «Анну Каренину» по роману Льва Толстого. Работа над спектаклем длилась около двух лет. На выставке в подклете Старого Английского Двора можно увидеть пять нарядов, созданных к нему Ламановой: черное платье главной героини (ее играла Алла Тарасова) и четыре платья дам, сшитые из шелков и бархата. Они были задействованы в сценах «У Бетси» и «На скачках».

Надежда Ламанова, как и всегда, подошла к работе с огромной скрупулезностью: вспоминала моду 1870–1880-х годов, поднимала архивы. Для нее было важно, чтобы наряды передавали дух той эпохи. Премьера состоялась 21 апреля 1937 года. Спектакль покорил всю Москву. И не только: позже «Анну Каренину» с огромным успехом показали в Париже.

Талант, над которым не властны обстоятельства 

После Октябрьской революции модельер не покинула страну. Продолжать заниматься любимым делом было непросто: дом мод на Тверском был национализирован, многих клиенток Ламанова лишилась. Довольно быстро появилась еще одна проблема — дефицит тканей и фурнитуры. Впрочем, для таланта не было преград — модельер начала шить из того, что было доступно: солдатского сукна, полотенец, скатертей. В 1925 году вместе с Верой Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту» — в нем было показано, как можно создавать наряды из того, что есть под рукой.

На это непростое время пришлось много работы для театров — помимо МХАТа, Ламанова работала с Театром сатиры, Театром Красной армии, Театром Вахтангова. В 1921 году состоялась премьера легендарной вахтанговской «Принцессы Турандот». Зрители, устроившие овацию на премьере, и не подозревали, что роскошные костюмы персонажей сшиты из старых штор и скатертей. 

Загадки «Принцессы Турандот». Вспоминаем главный спектакль Евгения Вахтангова

Много работала Ламанова и в кино. Созданные великим модельером костюмы можно увидеть в «Аэлите» Якова Протазанова (1924), «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна (1938), «Цирке» Григория Александрова (1936) и других картинах.

Великая Отечественная война застала Надежду Петровну в Москве, она не стала эвакуироваться. Ламанова тяжело переживала разлуку с покинувшей город подругой, скульптором Верой Мухиной, нервничала из-за того, что многие ее костюмы пострадали или были утеряны безвозвратно. Надежда Ламанова умерла, немного не дожив до своего 80-летнего юбилея.

Выставка «Ламанова. Русский дресс-код» в подклете Старого Английского Двора продлится до 16 апреля.