30 марта в главном кампусе Московского Политеха прошла экспертная сессия «Автонет-2023: новая реальность — технологический суверенитет». На ней представители профильных государственных структур и специалисты из индустрии инновационных технологий, предпринимательства и автомобильной промышленности обсудили, каким образом Россия может достичь экономического и производственного развития в этой области. О том, какие услуги будут востребованы на автомобильном рынке в ближайшее время и сможем ли мы создавать их самостоятельно — в материале InScience.News.Автонет — это один из рынков Национальной технологической инициативы, сосредоточенный на развитии современных транспортных средств. В рамках экосистемы создаются интеллектуальные платформы, разрабатывается инфраструктура и система услуг для транспортировки людей и вещей. Как и в любом подобном контуре, для Автонета необходима слаженная работа всех его участников на каждом этапе, начиная от самих транспортных средств и заканчивая операторами и сервисами. Участники дискуссии уделили большое внимание на встрече вопросам бесперебойного сотрудничества и созданию альтернатив на любом уровне.Подробнее о проекте на сессии рассказала Анастасия Сапрыкина, член рабочей группы по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации планов мероприятий НТИ по направлению Автонет. Она отметила, что, как и любая экосистема, Автонет основан на партнерстве — как на глобальном, так и на локальном уровне. В нынешних условиях на глобальном уровне многие крупные игроки, которые в той или иной степени входили в экосистему и влияли на ее работу, отказались от сотрудничества с Россией. «В мире, на самом деле, долго наблюдалась почти что монополия в некоторых сферах, допустим, в платежных системах. Мы создали свою альтернативу. И надо продолжать развиваться. Все это — санкции, ограничения — значительно усложнило нам задачу, но в то же время и стало толчком к развитию», — считает Анастасия Сапрыкина. Также она добавила, что трудности могут возникать и далее. Поэтому нужно быть готовым, что оставшиеся иностранные партнеры будут отказываться от сотрудничества: «Например, при разработке общероссийской цифровой платформы диагностики состояния автомобилей, к чему мы сейчас идем, какие-то международные производители могут оказаться от работы с ней. Тем не менее у нас все равно остаются партнеры из других стран, российский рынок выгоден и интересен».Во время дискуссии участники разделили мнение о том, что новым провайдерам услуг, которые заходят на рынок сейчас, нужно некоторое время, чтобы адаптироваться. Поэтому может быть просадка по сервису, к которой стоит относиться с пониманием. «Очень хочется надеяться, что, несмотря на изменения экономического уклада, мы все равно будем развиваться в парадигме, в которой развивается весь мир и не уступать по качеству, а где-то и задавать тенденции», — отметил Антон Козлов, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России.По мнению участников дискуссии, востребованными будут технологии ускорения интернета, которые дадут возможность транслировать в машину более качественный контент и усложнять услуги, связанные с позиционированием, а также предлагать решения, основанные на работе искусственного интеллекта. Также популярностью будут пользоваться сервисы в области навигации, мобильности, инфотеймента и удобства пользования. «Также не стоит забывать, что спрос все-таки рождает предложение, поэтому востребованными будут становиться именно те услуги, на которые у населения хватит денег», — добавил Антон Козлов.Профессор МАДИ Сергей Шадрин заметил, что еще одной важной сферой развития являются беспилотные технологии: «На данный момент мы сосредоточены на замене иностранного программного обеспечения отечественным. Наращивать независимость в этой области необходимо для последующего успешного развития, потому что именно к этому постепенно движется вся автомобильная отрасль». Специалист рассказал, что этот процесс внедряется везде, но с разной скоростью. «Карьерная техника уже сейчас использует беспилотные технологии, разработанные в том числе и в нашей стране. В принципе в закрытых системах это удается быстрее — на складах, в аэропортах. В городской среде степень развития заметно меньше», — отметил ученый. Одним из факторов, который тормозит процесс, по мнению Сергея Шадрина, является избыточное правовое регулирование со стороны государства: «При испытаниях беспилотников можно было бы использовать практику выдачи специальных номерных знаков соответствующим подразделением ГИБДД, соответственно, это бы позволило упростить некоторые моменты. Конечно, с соблюдением всех мер безопасности». Также он добавил, что изменений в бизнес-модели на российском автомобильном рынке в ближайшее время не предвидится, так как шеринговая схема, когда большинство машин сдается собственником в аренду, а не находится в личном пользовании, даже по мировым прогнозам вряд ли превысит и половину рынка к 2030-му году. «Хотя, это определенно будет развиваться в месте с развитием автопилота», — рассказал эксперт.Александр Швецов, главный специалист-эксперт отдела технического регулирования Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России, считает, что технологический суверенитет должен иметь под собой фундаментальный смысл. «Нарушившиеся цепочки поставок сделали невозможным развития целых индустрий у нас, потому что мы сосредоточили все в одном направлении сотрудничества. Без собственной материальной базы наши идеи так и могут остаться лишь фантазиями», — отметил он. Однако, по мнению эксперта, в нашей стране есть возможность добывать очень редкие материалы, надо только правильно их перерабатывать. «Нам есть из чего производить комплектующие, тут мы независимы. До этого же уровня требуется подтянуть и технологии, и исследования, создавать не альтернативы, а воплощать оригинальные идеи», — подвел итог Александр Швецов.