«Выгорание  – сегодня модное слово»: пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова о своём карьерном пути

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова о своём карьерном пути и навыках, необходимых настоящему высококлассному пиарщику.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Сегодня вы успешный предприниматель, владелец PR-бюро и наставник для пиар-специалистов. Представляли ли вы 20 и даже 10 лет назад себя в той точке, где вы сейчас находитесь?

Гаянэ Асадова: Нет, конечно, не представляла. Знаете, на собеседованиях молодым специалистам часто задают вопрос, кем они видят себя через 5, 10, 20 лет.

Наш профессиональный путь во многом предопределён знаниями, полученными в школе и ВУЗе. Причём определяют главным образом не специальность, а компетенции, которые у вас есть. Чем масштабнее ваше образование, чем сильнее ваша тяга к знаниям, чем больше вы освоите навыков, тем больше у вас будет возможностей в карьерном плане.

Кстати, можно расти как вертикально, добиваясь вершин в какой-то одной компании или индустрии, так и развиваться горизонтально, осваивая новые сферы деятельности.

В моей карьере был и вертикальный, и горизонтальный, и, так сказать, 3D-путь. Я пришла работать в авиацию, где начинала с самой младшей должности в оперативной службе, а затем очень быстро выросла до начальника смены. Я погрузилась во все процессы и даже хотела перейти работать диспетчером на вышку. Однако после обучения я решила, что этот «электрический стул» не для меня, я больше хочу получать на работе удовольствие, чем испытывать напряжение.

После переезда в Москву моим работодателем стала крупная компания, которая занималась авиаперевозками, после работы в которой я вновь пришла работать в аэропорт – на этот раз на более высокой должности советника иностранных компаний.

Мне пригодился весь тот опыт и те знания, которые я приобрела, ранее работая в этой индустрии. Очень полезным, например, оказалось владение профессиональной лексикой на английском. Должности выше, чем советник в аэропорту, не существовало, если не считать директора аэропорта и владельца группы компаний.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Мой опыт показывает, что можно очень успешно развиваться в рамках одной индустрии сразу в нескольких направлениях, но когда человек дорастает в этой индустрии до определённого уровня, то ему становится неинтересно заниматься тем, что он делал раньше. Верное решение в этой ситуации – смена сферы деятельности. На этом этапе очень важно быть открытым ко всем возможностям.

После аэропорта я перешла в компанию с совершенно иным профилем. На этом этапе мне пригодился технический склад ума и склонность к математике. В этой компании у меня тоже был стремительный рост вверх, потом вглубь, потом в ширину. Начав с одной из младших должностей, я стала руководителем группы, потом директором по развитию продаж на международном рынке, а дальше и директором по маркетингу и PR.

Очень важный этап в моей карьере — работа в Московском метрополитене, где я занимала должность начальника службы внешних связей. Работа была очень интересной и разноплановой: запуск тематических поездов, открытие вместе со столичным мэром новых станций, организацию мероприятий, приуроченных к разным датам и многое-многое другое. Мне приходилось отвечать как за внешние, так и за внутренние коммуникации, руководить службой протокола.

За время моей работы мне удалось провести полную реструктуризацию службы внешних связей, создать медиацентр для всего московского транспорта, «научить» метрополитен говорить с пассажирами на простом человеческом языке, а не на языке бюрократии.

Такой путь невозможно спрогнозировать. Если бы меня тогда спросили, кем я себя вижу через 5-10 лет, то я бы, наверное, ответила, что я вижу себя на своём месте, которое мне позволяет получать удовольствие от работы и даёт мне высокий доход.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Вы немало переезжали, меняли и города, и страны. Быстро ли адаптируетесь? Не жалеете ли, когда решаете переехать, покинуть место, в котором жили раньше? Какие есть лайфхаки у вас?

Гаянэ Асадова: Мой первый переезд из Ташкента в Москву был случайным. Я ехала в другую страну – Москва была транзитным городом, и задерживаться в ней дольше двух недель я не планировала. Но, к сожалению, или, к счастью, обстоятельства изменились. В течение нескольких дней я приняла решение остаться в Москве. Для меня это был вызов и мне было интересно, что из этого получится.

В Москве я прошла огонь, воду и медные трубы. Было непросто, меня «кидали» работодатели, риелторы, владельцы квартир. Один случай особенно запомнился. Как-то я летала на Новый год в Ташкент буквально на несколько дней, с собой у меня было лишь немного осенних вещей – зима в Ташкенте мягкая и очень тёплая одежда была не нужна. Когда я вернулась в Москву, то не смогла попасть в свою съёмную квартиру, которая была оплачена на два месяца вперёд и был залог: её хозяин просто сказал, что передумал сдавать её нам с подругой. На улице -25, на мне осенняя куртка, все наши вещи хозяин просто выбросил, и мне некуда идти. Ни денег, ни квартиры, ни одежды.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Спустя 20 лет приятно осознавать, что в Москве я добилась всего сама: у меня своя трёхкомнатная квартира и другая недвижимость, большой карьерный путь, работа на топовых должностях в крупных корпорациях. Мой сын родился в Москве.

Я люблю Москву. Я много путешествую, и каждый раз я задаю себе вопрос – хочу ли я остаться в этой стране и в этом городе, чтобы понять менталитет людей, почувствовать этот вайб. Ни один город меня так не манил, хотя, кстати, в жизни был период, когда я готовилась к переезду в Швецию, но ковид скорректировал мои планы.

В 2022 году было очень много путешествий. Я пожила и в Армении, и в Грузии, а осенью приехала в Турцию, чтобы выступить на одной сцене с Ником Вуйчичем в ходе международной конференции. Я приехала на 3 дня и подумала, что тут довольно классно и можно пожить здесь. Это спонтанное решение, так же как это было и с Москвой.

Замечательно, когда есть средства для того, чтобы обеспечить себе возможность исполнения своих желаний. Лайфхак простой – иметь финансы, чтобы обеспечить себе свободу мысли, свободу передвижения, свободу желаний.

Кроме того, чтобы решить любой вопрос в любой стране, нужно привлекать специалистов, найти и попасть в правильное сообщество, знакомиться с людьми, общаться. Помимо этого, важно оставаться человеком при любых обстоятельствах и быть за всё благодарным. Вот, пожалуй, основные лайфхаки.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Вы работали в авиации и аэропорту, а потом в подземке. Что оставило более сильный отпечаток в вашем сердце, сильнее изменило вас, дало вам больше навыков? Или это два разных важных и нужных опыта, которые даже нельзя сравнивать?

Гаянэ Асадова: Если сравнивать масштаб – как в географическом, так и в административном плане, то он был примерно одинаковым.

Но есть такое выражение «если ты хоть раз столкнулся с авиацией, то в душе ты навсегда авиатор». У меня в планах получить лётное удостоверение, в прошлом году я летала на легкомоторном самолёте со своим другом лётчиком-инструктором.

Опыт работы в метрополитене и опыт в авиации объединяет то, что они дали мне важнейшие навыки и знания в области коммуникации. Я научилась находить правильные слова, выстраивать отношения как по горизонтали, так и вертикально и внутри компании, и вовне её.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Уверены, что вы знаете всё или почти всё о переработках и работе без выходных. Что делать, чтобы не выгореть?

Гаянэ Асадова: Я не знаю, что нужно делать, чтобы не выгореть. Думаю, что ничего. Выгорание – естественный процесс, который приходит на смену взлётам. Мы не движемся в нашем развитии по экспоненте, наш путь – это кривая со взлётами и падениями. Как раз в моменты падений люди и говорят, что устали, выгорели.

Выгорание сегодня – модное слово. Важно не путать его с потерей интереса к той или иной сфере деятельности. Интерес может сохраняться, но методы и инструменты, которые используются, могут стать неактуальными – их смена поможет дальше развиваться в этой сфере.

Если же интереса нет, то это — не выгорание, а просто подмена понятий. В такой ситуации полезно рассмотреть смежную сферу или вообще кардинально сменить область деятельности. Часто это оказывается самым правильным решением, гораздо лучшим, чем пытаться сделать что-то в той области, которую именно вам пора поменять. Менять сферу деятельности – это совершенно естественный процесс.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Вы работаете с экспертами самого разного профиля, к каждому из которых надо найти свой подход. Пиарщик должен быть ещё и немного психологом? А что ещё он должен уметь и знать?

Гаянэ Асадова: В моей книге, которая скоро будет выпущена, я говорю о том, что пиарщик намного ближе эксперту, чем психолог, гинеколог или стоматолог. Он знает о человеке всё и даже больше, а потому у эксперта должен быть большой кредит доверия к своему пиарщику.

Правильный пиарщик работает на стыке компетенций маркетинга, продаж, предпринимательства, одни знания должны обязательно дополняться другими. Если пиарщик знает только как написать письмо редактору, чтобы его эксперта взяли спикером в СМИ, то это не пиарщик, а просто менеджер по работе со СМИ. Если он не силён в стратегии, не понимает, что он делает и для чего, какие задачи решает та или иная публикация, то он просто исполнитель. Таких специалистов довольно много на рынке, особой ценностью они не обладают.

Гораздо меньше тех, кто чётко понимает, какой инструмент и на каком этапе продвижения бренда должен применяться, чтобы получить нужный эффект, чтобы решить те задачи, которые стоят, и чтобы прийти к тем целям, которые были прописаны при работе с экспертом.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Работа с экспертами – это всегда новые знания, новый опыт при каждом взаимодействии. Чему вы учите своих экспертов и чему они учат вас?

Гаянэ Асадова: Это всегда совместный рост. Пиарщик должен быть всегда выше своего эксперта, должен смотреть дальше и видеть больше возможностей для него.

Перед тем как начать работать с нашими экспертами из разных сфер, неважно – работали мы в ней или нет — мы глубоко погружаемся в эту тему. Каждый эксперт уникален, у нас нет одинаковых психологов, юристов, стоматологов, владельцев бизнеса.

Наша задача – увидеть эту уникальность и вынести её на передний план. Мы учимся у наших экспертов их открытости и их доверию нам, а они перенимают нашу расслабленность и уверенность в том, что каждый шаг принесёт результат.

Colady: Сегодня вы управляете PR-бюро, общаетесь с экспертами и обучаете пиарщиков удалённо. Как удалось отладить все эти процессы? Не было ли страшно, что на большом расстоянии что-то не получится? Или, наоборот, события последних лет только способствовали и подталкивали к таким действиям?

Гаянэ Асадова: Отладить все процессы сложно, когда хаос в бизнесе. А когда бизнес системный и работает как часы, то совершенно неважно, где находится собственник. Моя команда сразу работала удалённо – из разных концов не то что страны, а мира. Неважно, где я нахожусь сейчас, с развитием современных технологий, можно управлять командой и взаимодействовать с экспертами из любой точки земного шара.

Как предприниматель я привыкла думать на перспективу и просчитывать всё заранее. Если какие-то действия или опции мне не нужны прямо сейчас, то они могут пригодиться чуть позже. Это касается и документов, и юридического оформления, и других моментов в бизнесе.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

PR-Академию я создала два года назад, выпуская очень ограниченное количество пиарщиков. Сейчас за ними буквально очередь выстраивается, на рынке даже есть такой тренд – нанять специалиста, который обучался у Гаянэ Асадовой. Я – тот человек, который, обладая колоссальным опытом, багажом знаний и огромным количеством своих кейсов, выпускает пиарщиков, востребованных на рынке.

Я открыта к коммуникации, и дистанция между мной и моими учениками очень короткая. Они всегда могут обратиться ко мне за советом, уточнить какие-то моменты, касающиеся продвижения, кроме того, им предоставляется возможность познакомиться с моей командой и тем, как организована работа в моём PR бюро.

Как владелец бизнеса я не погружена в операционную деятельность. Это было правильным решением, которое я приняла больше года назад, так как невозможно быть стратегом, развивать несколько направлений и одновременно выполнять рутинные операции линейного менеджера.

Пиар-директор и бренд-стратег Гаянэ Асадова. Фото предоставлено экспертом

Colady: Что даёт вам ресурс и силы, как вы восстанавливаетесь?

Гаянэ Асадова: Когда я чувствую, что я устала и мне нужно перезагрузиться, то я уезжаю в горы. Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал. Это невероятная сила для меня, мой ресурс для восстановления.

Для меня идеальный вариант – отдых в горах с самым полным сервисом, который позволяет мне ни о чём не думать, закрывает все мои базовые потребности. Кроме того, важно, чтобы я испытывала удовольствие от происходящего вокруг — были spa, массаж, релакс. Уединение, отсутствие телефона и ноутбука, отключение от рабочих чатов помогают перезагрузиться, после чего можно снова идти дальше.

Журнал Colady.ru благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами.

Нам очень приятно и важно знать, что наши старания замечают. Просим поделиться впечатлениями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью:  Как открыть свой бренд и стать лучшим в своём деле