«Теперь все в блогеры подались» Что на самом деле интересует российских зумеров и правда ли, что они не хотят работать?

Пока популярные блогеры хвастаются в соцсетях многомиллионными доходами и роскошной жизнью, далекие от этой сферы люди бьют тревогу. Многие из них уверены, что современные дети не мечтают ни о чем, кроме как начать вести собственный блог, и молодых не интересует ничего, кроме легких денег. Их опасения отчасти оправданны: к примеру, результаты России и действительно ли представители поколения Z, или зумеры, не хотят работать — разбиралась «Лента.ру».

«Теперь все в блогеры подались» Что на самом деле интересует российских зумеров и правда ли, что они не хотят работать?
© Lenta.ru

«Превратилась в Матерь Бложью»

«Когда мне было лет, наверное, 11 (...), я стала вести блог. Это был блог на diary.ru, потом я сделала сообщество во "ВКонтакте", куда стала выкладывать свои рисунки. Там набралось тысяча или две тысячи подписчиков, по-моему. Но в какой-то момент мне писать тексты стало интереснее, чем рисовать. И блог мне стало интереснее вести лайфстайл», — рассказывает в одном из своих роликов блогерша Александра Митрошина, которую в России подозревают в уклонении от уплаты налогов. В этом же видео она показывает обычный многоквартирный дом в Люберцах, в котором жила до популярности.

С 2022 года года Митрошина живет в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). В своем Instagram (соцсеть запрещена в РФ, принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России), на который подписано 4,2 миллиона человек, блогерша рассказывает о своей жизни, продает курсы, делится «секретами успеха» и хвастается огромными заработками.

Фото: Alexander Seoev / @seoev / @alexandramitroshina

«Я в платье из денег, потому что именно так выглядит человек, который за час сделал 140 миллионов рублей», — рассказывает она, выступая перед участниками своего форума по инфобизнесу. В ответ ее аудитория, состоящая преимущественно из молодых людей, громко аплодирует. Многие из них, вероятно, ставят перед собой цель когда-нибудь повторить успех блогерши.

В соцсетях Митрошина продает различные курсы, самый популярный из них — «Инсталогия». Его участникам блогерша дает советы по ведению страниц в соцсетях, привлечению аудитории и заработку на рекламе.

Участие в курсе Митрошиной недешевое — цена на обучение варьируется от 109 тысяч до 1 миллиона рублей, в зависимости от тарифа.

Число подобных курсов и советов в сети исчисляется сотнями. Некоторые блогеры открывают целые онлайн-школы, а некоторые предлагают курсы абсолютно бесплатно. Многие из авторов подобных курсов в перерывах между рекламой хвастаются в соцсетях своим образом жизни: роскошные курорты, дорогие автомобили, одежда люксовых брендов — все это выглядит неотъемлемыми атрибутами жизни любого популярного блогера. При этом у обычных пользователей может создаться впечатление, что блогинг и все, что с ним связано, — это беспроигрышный путь к богатству и успеху.

«Расскажешь про то, что ел, — и у тебя 1000 подписчиков»

Возможно, именно из-за обилия подобных роликов представители старшего поколения бьют тревогу. Под материалами о блогерах и под постами о продвижении в соцсетях можно найти множество комментариев от тех, кто не считает ведение страниц в соцсетях достойным занятием.

Фото: Jonas Leupe / Unsplash

«В России некому работать, все хотят быть менеджерами и блогерами», — возмущаются одни. «В наше время все больше людей стремятся за легкими деньгами. Потанцуешь на камеру, расскажешь про то, что ел, — и у тебя 1000 подписчиков (...) Я не отрицаю, что соцсети позволяют простым людям заявить о себе, есть реально талантливые ребята. И я благодарна многим людям за полезные ролики. Но остальная масса — идите на завод, больше пользы будет», — добавляют другие.

«Раньше дети хотели быть строителями и космонавтами. А теперь все в блогеры подались», — сетуют озадаченные пользователи сети.

Результаты опроса, проведенного платформой по работе с блогерами Perfluence и аналитическим агентством Research Me в 2021 году, показали, что многие россияне готовы отказаться от основной работы и начать вести страницы в соцсетях.

«Не стремятся стать блогерами»

Однако к 2023 году, всего за пару лет, ситуация в России изменилась. Как утверждается в исследовании «Зумеры не стремятся стать блогерами», проведенного порталом YouDo.com совместно с платформой онлайн-рекрутинга hh.ru, результаты которого имеются в распоряжении «Ленты.ру», блогерство и SMM-индустрия стали менее интересны молодому поколению.

Фото: Robert Schlesinger / Globallookpress.com

Возможно, отчасти это связано с ограничением работы некоторых зарубежных соцсетей в России. В частности, весной в 2023 года в России заблокировали Instagram, а владеющую соцсетью корпорацию Meta признали экстремистской организацией. Кроме того, TikTok прекратил деятельность в стране из-за введения закона о фейках.

Как следует из результатов опроса, проведенного YouDo.com и hh.ru, совсем не хотят работать только 5 процентов россиян в возрасте от 18 до 25 лет, а 68 процентов участников исследования, наоборот, готовы больше работать, чтобы повысить уровень своих доходов.

5% россиян в возрасте от 18 до 25 лет не хотят работать

Исследователи также выяснили, что 19 процентов респондентов в возрасте от 18 до 25 лет работают официально, 20 процентов совмещают работу и подработку, а 34 процента совмещают подработку с учебой.

Кроме того, оказалось, что в Топ-5 сфер, которые интересуют зумеров в качестве подработки, не оказалось ни блогинга, ни SMM, ни видеосъемки. Самыми популярными сферами, как выяснилось в исследовании, оказались IT, строительство, культура и искусство, социальное обслуживание граждан, транспорт.

«Не особо интересно»

«Лента.ру» пообщалась с несколькими студентами и представителями поколения Z, чтобы выяснить, как они относятся к блогингу. К примеру, 19-летняя студентка НИУ ВШЭ Заира Талышлы, рассказала, что начала официально работать, когда училась в девятом классе. Блогинг ее никогда не интересовал, а сегодня она работает в коммуникационном агентстве и занимается организацией мероприятий.

Студентка НИУ ВШЭ Полина Черемхина, работающая редактором в информационном агентстве ТАСС, тоже призналась, что сфера блогинга ей не интересна. По словам студентки, сначала она хотела устроиться на работу SMM-менеджером в музыкальный лейбл, однако затем получила работу в ТАСС.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Тем не менее Черемхина уверена, что хотя лично ей блогинг не интересен, индустрия в целом не потеряет своей актуальности даже в условиях ограничений на работу соцсетей. Девушка напомнила, что помимо TikTok и Instagram, в России есть «ВКонтакте», Telegram, «Дзен» и прочие онлайн-площадки, которые быстро развиваются.

«Перспективы частично отрублены»

Студентка МГУ Виктория Андрюнина рассказала, что совмещает обучение в университете и работу на телевидении и совершенно не интересуется блогингом.

«На телевидении я отвечаю за коммуникацию с международными информагентствами и телеканалами. Совмещать получается потому, что график 2/4, но иногда некоторые пары приходится пропускать, что сказывается на успеваемости. Я выбрала телевидение по двум причинам: мечта детства и деньги», — рассказала она.

Фото: Yulia Grigoryeva / Shutterstock / Fotodom

HR-специалист в банковской сфере и по совместительству студентка НИУ ВШЭ Мария Гаврикова призналась, что сфера блогинга и SMM ей в принципе не интересны. «Я просто решила, что мне нужна работа в банке, зашла на сайт и откликнулась на все вакансии», — поделилась девушка своим опытом поиска работы.

Блогинг перестал приносить большой доход

Блогинг в 2023 году потерял былую актуальность для молодого поколения. И одна из причин заключается в том, что индустрия стала нестабильной: теперь она не приносит большого дохода, на который рассчитывали многие начинающие блогеры. Основательница коммуникационного агентства LVL-UP Ирина Кобеляцкая говорила, что годовой доход блогеров к концу 2022 года упал на 80 процентов.

По словам директора по digital&social media коммуникационного агентства PR Partner Дамиры Фейзулловой, на падение доходов повлияла не только блокировка соцсетей, но и отключение монетизации на YouTube, сложность денежных переводов между странами, уход иностранных рекламодателей, а также сокращение маркетинговых бюджетов.

Фото: G-Stock Studio / Shutterstock / Fotodom

Весьма серьезно блокировки сказались на доходах Instragram-блогеров: они потеряли до 90 процентов доходов в 2022 году. При этом, по данным Ассоциации блогеров и агентств, рекламные доходы популярных блогеров на YouTube Анастасии Ивлеевой, Юрию Дудю (внесен Минюстом в реестр иноагентов) и Владу А4.

С падением доходов столкнулись и куда менее популярные блогеры. Кто-то из них попытался переориентировать свою деятельность на другие площадки, а некоторые пошли искать другую работу. «Через месяц после закрытия я начал поиски работы. И, к счастью, нашел. Я продолжаю создавать контент. Доход у меня не уменьшился (…) Теперь работаю по графику 5/2», — рассказывал «Ленте.ру» книжный блогер Денис Беликов.