Десять дней века: "Коломенское" впервые покажет новые экспонаты в честь юбилея

На выставке представлены более двух сотен предметов, через которые можно проследить путь становления и развития музея. 19 из них посетители увидят впервые. Также в экспозицию включили десятки подлинных документов, связанных с историей "Коломенского", в том числе из Государственного архива России. Познакомиться с экспозицией можно до 10 сентября.

Десять дней века: "Коломенское" впервые покажет новые экспонаты в честь юбилея
© ТАСС

Из 100 лет в каждом десятилетии организаторы выставки выбрали по одному знаковому событию, через призму которых гостям рассказывают об истории музея в соответствующий период. Это, например, открытие Домика Петра I, воссозданного Дворца царя Алексея Михайловича, музеефикация Братского острога, присвоение статуса всемирного наследия ЮНЕСКО церкви Вознесения Господня. Экспозицию так и назвали: "10 дней из жизни музея-заповедника "Коломенское". Вводные залы посвятили формированию всех 14 коллекций музея в целом.

Предметы с историей

Даже самые на первый взгляд неприметные экспонаты, представленные во Дворце царя Алексея Михайловича, могут многое рассказать посетителям. Например, в зале 1940-х годов легко пройти мимо простого металлического замка XVII века в одной из витрин. Между тем это последнее поступление в фонд "Коломенского" перед началом Великой Отечественной войны. Этот предмет занесли в инвентарную книгу в мае 1941 года. В июле музей закрыли, и до 1944 года он больше не принимал посетителей.

Маленькая чернильница в витрине в зале 1920-х — один из немногих предметов, о которых с уверенностью можно сказать, что ими пользовались в приказных палатах Государева двора в Коломенском в XVII веке. Ее обнаружили здесь при раскопках в первые годы существования музея. Нынешний деревянный Дворец царя Алексея Михайловича — реконструкция, воссозданная в 2010 году, оригинал же был разобран по указу Екатерины II еще в XVIII веке.

"Сохранилось не так много вещей из дворца. Он был летней резиденцией. Двор приезжал, привозил все необходимое, а потом уезжал и забирал вещи с собой. Поскольку чернильница была обнаружена при раскопках, это позволяет нам говорить, что она именно отсюда", — рассказывает куратор выставки Лилия Розова.

В соседнем зале выставлена небольшая икона XVII — начала XVIII века из московского храма Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Она пример того, как специалисты узнают новое о предметах и уточняют сведения о них. На фотографии, представленной рядом, можно увидеть, как икона выглядела раньше: весь фон был выполнен из золоченого речного песка. Скорее всего, его когда-то нанесли в храме, чтобы скрыть утраты красочного слоя, которые появились со временем. Реставраторы аккуратно раскрыли первоначальное изображение, в том числе и надпись на церковнославянском. Оказалось, что образ, который раньше был известен под именем "Христос перед Каиафой", на самом деле имеет название "Христос перед Анною".

В зале, посвященном переезду в "Коломенское" архангельского домика Петра I в 1936 году, посетители могут полюбоваться в том числе на слюдяную оконницу, которая поступила в музей примерно в то же время. В "Коломенском" хранится самая большая в стране коллекция подобных предметов. В запасниках есть и крайне редкие экземпляры петровского времени, в которых уже используется стекло, как в современных окнах. Некоторые экспонаты можно увидеть, только если записаться на особую экскурсию по фонду металла. Ее лично проводят хранители.

Центральная тема зала 1980-х — резкое повышение интереса к этнографии и фольклору на фоне Олимпиады в Москве и Фестиваля молодежи и студентов. Здесь в витрине представлены в том числе предметы, когда-то бытовавшие в Коломенском и близлежащих селах. Среди них — особый кол для посадки капусты. Местные крестьяне были настоящими "капустными королями" и "огуречными магнатами"‎ — они поставляли продукцию к императорскому двору.

Соседняя витрина иллюстрирует обратную сторону повышенного внимания к российскому культурному наследию — проблему контрабанды ценностей за рубеж. Внимание здесь привлекают две почти идентичные небольшие иконы, выставленные бок о бок. Спекулянты предлагали клиентам ассортимент товаров и одновременно вывозили в том числе одинаковые предметы. Когда такую партию задерживали на таможне и передавали на хранение в музей, фонды не отказывались от дубликатов и принимали их вместе.

Судьбы людей и вещей в нескольких строках

Свои большие истории хранят и многие бумаги, представленные в экспозиции. Посетители могут оценить, насколько малочисленным был коллектив музея в первые десятилетия его существования. На выставке есть список сотрудников, которые, например, участвовали в перевозке в Москву и сборке на новом месте домика Петра I из Архангельской области в 1930-х.

"Это был очень малочисленный, просто крошечный коллектив. Сейчас совершенно по-другому. Если учесть, сколько при этом люди делали, даже непонятно, когда они спали. И им удалось очень многое", — отмечает Лилия Розова.

А в 1940-х на земли музея, который тогда еще не имел статуса заповедника, претендовал соседний колхоз. Хозяйство хотело распахать некоторые участки и выращивать ягоды. К счастью, первые раскопки успели состояться до войны, и государство уже понимало, что земля скрывает археологические памятники. Так что заниматься сельским хозяйством в Коломенском не разрешили, о чем и свидетельствует один из представленных документов.

Рядом — запрос Академии архитектуры СССР, датированный октябрем 1944 года. Специалисты просят позволить им познакомиться с коллекцией старинных кирпичей, хранящейся в "Коломенском". Это было необходимо, чтобы разработать методику реставрации памятников на освобождаемых территориях.

"В Музее архитектуры Щусева больше документов и чертежей, а у нас вещи: не только кирпичи, белый камень, фрагменты зданий, но и металл, двери, замки, скобяные изделия. Увидеть аналоги оказалось очень важно при реставрации", — рассказывает куратор выставки.

Коллекция, которая так пригодилась в послевоенное время, была во многом сформирована благодаря первому директору музея Петру Барановскому и его последователям. Когда в 1920–1930-х годах в Москве сносили архитектурные памятники, они грузили на телеги и свозили в "Коломенское" буквально все, что могли, невзирая на то, что отдельные фрагменты и обломки зданий весили десятки килограммов. Некоторые из таких резных элементов можно увидеть и на нынешней выставке.

Непрерывное развитие

Говоря о новой экспозиции в "Коломенском", невозможно не упомянуть и еще один проект, посвященный столетию музея-заповедника. Это сборник "Коломенское-100", подготовленный его сотрудниками и выпущенный в этом году. Над ним трудились два десятка авторов: хранители и заведующие фондами, специалисты по экспозиционно-выставочной деятельности, экскурсоводы, методисты.

"Книга была задумана не как обстоятельное академическое издание с научным аппаратом. Мы придумали его как сборник эссе, важных и нужных сюжетов из столетней истории этого места, — рассказывает заместитель директора музея по образовательной и просветительской работе Елена Верховская. — Мы стремились донести до читателя наше сегодняшнее отношение к "Коломенскому". Там есть несколько статей об уже ушедших директорах, которые много вложили в нашу жизнь, интервью с живущими. Мы помним этих людей и очень благодарны им".

Формат двухтомника во многом перекликается с концепцией нынешней экспозиции в Хоромах младших царевен во Дворце царя Алексея Михайловича. Первая часть посвящена знаковым датам в истории музея, вторая — его фондам, в которых сегодня хранятся более 170 тыс. предметов.

Стоит отметить, что собрание "Коломенского" продолжает постоянно пополняться. Например, теперь в музее будет собственная копия парадного портрета царя Алексея Михайловича Романова, которую сделал Виктор Маторин — сотрудник отдела образовательных и просветительских программ "Коломенского". Оригинал неизвестного автора XVII века хранится в Государственном историческом музее. К сожалению, у него утрачена историческая рама. Талантливый художник не только скопировал картину, но и реконструировал, как она могла бы выглядеть в законченном виде.

Осмотрев выставку об истории музея, можно продолжить знакомство с богатым наследием "Коломенского", отправившись на другие временные и постоянные экспозиции. Их здесь более двух десятков. Но ничуть не хуже просто прогуляться по парку, в котором сейчас как раз расцветают яблони, а в летнюю жару — спуститься к прохладным ручьям в Голосовом овраге.

Анастасия Носова