На парусном судне "Херсонес" 107 курсантов Ушаковки проходят первую плавательную практику

Эти два месяца останутся у ребят в памяти на всю жизнь не только благодаря полученным знаниям, но и новым верным друзьям, невероятным впечатлениям и первому, самого главному, погружению в профессию и пониманию того, что же такое море. Для курсантов ростовского филиала Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича Ушакова это была первая плавательная практика.

На парусном судне "Херсонес" 107 курсантов Ушаковки проходят первую плавательную практику
© Российская Газета

Теперь у них море впечатлений, море новых знаний, новых друзей, а в сердце - просто море, бескрайнее, непредсказуемое, не всегда ласковое. Но для штурманов и механиков торгового флота море - это будущая профессия. И возвращаясь после первой практики домой, они уже точно могут ответить на вопрос, правильно ли выбрали профессию.

Богдан Кундрюцкий, курсант ИВТ им. Г. Я. Седова:

"На практике все знания усваиваются быстрее и лучше. Каждый рабочий день у нас начинался в 8:30 утра, и свободного времени фактически не было. Например, я несколько раз нес вахту на мостике, это очень ответственная задача. Конечно, я там был не один, в наставниках второй и четвертый помощники капитана, но все равно запомнилось, многое узнал. Мы часто работаем с навигационными картами, а это позволяет совершенствоваться. Те же узлы отлично вязать научился, а без них на "Херсонесе" не обходится ни одна швартовая операция".

Еще Богдан понял, что не ошибся с выбором профессии и в свободные минуты очень подробно рассказывал всем желающим о бесконечных морских узлах и об их предназначении.

За два месяца практики все 107 курсантов прошли многое. Кого-то в первые дни мучила морская болезнь, кто-то впервые почувствовал, что значит работать в команде, а кто-то преодолел множество страхов, к слову, высота грот-мачты - 51 метр и забраться на верхушку не каждому под силу! У всех без исключения это первая вахта на мостике или в машинном отделении. Здесь столько всего у них было впервые, что вряд ли когда-то забудется.

Антон Елисеев, старший помощник капитана учебного парусного судна "Херсонес":

"Суть практики состоит еще и в том, что курсанты должны заполнить так называемые книги регистрации, где есть зачеты. Их они сдают всем членам экипажа. Я убежден, что прохождение практики на таком типе судна, как парусник "Херсонес", даст ребятам в полной мере прочувствовать, их это профессия или нет. А как мы знаем, море любит сильных!"

За восемь месяцев навигации 400 курсантов ведущих вузов страны пройдут практику на "Херсонесе". Здесь их научат брать на себя ответственность, научат думать, просчитывать шаги и все возможные последствия. Считается, что, ступив в первый раз на палубу кадетами, эти ребята сходят на берег фактически моряками. Более того, на паруснике они даже проходят специальный ритуал, называется "оморячивание", когда нужно выпить целый плафон морской воды. Справились все.

Профессию моряка уважают во всем мире, как и тех, кто овладел ей в совершенстве, кто вырос из таких вот мальчишек и уже к 30 годам стал капитаном и управляет, скажем, танкером под 300 тонн и отвечает за груз и команду. Но у всех больших капитанов этот путь начинался вот так - с первой практики… и пусть не у каждого были свои алые паруса, но большие горизонты открывались перед всеми, главное было только не свернуть с намеченного курса.

Справка

Учебное парусное судно "Херсонес" - это учебная база Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича Ушакова и всех филиалов вуза - ростовского и севастопольского.

На "Херсонесе" 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Винт регулируемого шага может переводиться в так называемое "флюгерное положение" для уменьшения сопротивления при движении под парусами.

Построен парусник в Польше на Гданьской судоверфи имени Ленина в 1989 году. Главный конструктор - Зигмунд Хорень. Основные характеристики судна таковы: длина с бушпритом - 108,6 метра, ширина - 14 метров, максимальная осадка - 7,3 метра, дедвейт - 840 тонн, высота грот-мачты - 51 метр! Первоначально судно было названо "Александр Грин", но после окончания работ переименовано в "Херсонес", в честь 1000-летия Крещения Руси. Именно так назывался город, в котором в Х веке принял крещение князь Владимир.

В 2015 году "Херсонесу" вернули исторический белый цвет с синей полосой вдоль борта и золотисто-охровыми украшениями. В сентябре 2016 года парусник, впервые с 2006-го, отправился в плавание и принял участие в международной парусной регате "СКФ Блэк Си Тол Шипс регата". В 2020 году на форштевне судна восстановлен его символ - галеонная фигура "Золотой Альбатрос", которой "Херсонес" удостоился в 1997 году за проход под парусами мыса Горн.

В августе 2021 года "Херсонес" перевооружили с классических белых на алые паруса.