Священник РПЦ о ситуации вокруг иконы «Троица»: нет никакого конфликта

Сегодня церковь имеет возможность при содействии музейных специалистов сохранить объект духовного наследия в стенах храма. Пример тому — Владимирская икона Божией Матери, находящаяся в музее-храме Святителя Николая в Толмачах. За реликвией следят сотрудники Третьяковки. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» рассказал руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш). Работа Андрея Рублёва «принадлежит антуражу» храма Христа Спасителя, считает клирик. «Сегодня церковь имеет технические и организационные возможности эту икону отреставрировать, сохранить и держать её в тех условиях, которых требуют данные науки и объективных исследований этой иконы. Пример прекрасный — икона Владимирская [Владимирская икона Божией Матери — прим. ГМ]. Она гораздо более древняя, насколько я понимаю, византийского происхождения. Вот Третьяковская галерея её содержит. Где? В храме [храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее — прим. ГМ]. Нашли способ эту замечательную Владимирскую икону держать в том месте, где подобает — в храме под надзором специалистов музея. Примерно то же самое произойдёт и с «Троицей» — рублёвской иконой. Здесь нет никакого конфликта. Есть общее усилие эту икону сохранить и доставить её тому месту, тому антуражу, которому она принадлежит». Иеромонах Макарий также отметил, что рассуждать о необходимости передачи иконы церкви с точки зрения её «чудотворности» неправильно. Речь идёт о наследии церкви, «попираемой» на протяжении ХХ столетия. «Чудотворит бог. Если сказать формально, по-богословски, чудотворных икон нет. Есть господь чудотворец. Икона — есть некое средство, медиатор, материальный предмет, благодаря которому что-то происходит. Это важнейший элемент духовного наследия Русской православной церкви. Память иконописца Андрея Рублёва, соответственно, его учителя, преподобного Сергия Радонежского. Плюс трагическая история русской церкви в ХХ веке, когда церковь своими врагами попиралась, растаптывалась. И в течение всего ХХ века о возврате этой иконы не могло быть и речь, потому что любой способ ущемить, сделать гадость церкви было любимым занятием властей». Накануне Минкультуры сообщило, что икону Андрея Рублёва «Троица» выставят в храме Христа Спасителя 4 июня. В этот день РПЦ отмечает один из крупнейших христианских праздников — День Святой Троицы. Старейший артефакт русской иконописи пробудет в соборе две недели. «Как и сообщалось прежде, для участия в торжественных богослужениях и поклонения верующими», — говорится в заявлении ведомства. Ранее экспертный совет Третьяковской галереи обратился к министерству с просьбой повременить с вывозом «Троицы». Сотрудники музея указывали, что иконе серьёзно вредит не только смена условий хранения, но и вибрации, которых не избежать при транспортировке.