Буденовку придумал не Буденный: откуда большевики взяли символы социализма

Символы социализма в Москве на каждом шагу: Мавзолей на красной площади, звезды на шпилях зданий, серп и молото в мозаиках метро. Откуда их взяли большевики — в материале «Вечерней Москвы».

Буденовку придумал не Буденный: откуда большевики взяли символы социализма
© Вечерняя Москва

О происхождении большевистских символов спорят до сих пор. Якобы красную звезду мы взяли у масонов. Мавзолей — у египтян. А серп и молот — вообще вариант древнеиндийской свастики! Где тут правда и где вымысел?

Готовились к параду в Берлине

Начнем с буденовки — одного из главных символов Гражданской войны. Ее начали массово использовать в 1919 году и как форменный головной убор она дожила до начала 19 40-х — ее можно увидеть и на документальных фото, и в кинокартинах первого периода Великой Отечественной войны.

— Считается, что буденовку придумали большевики. Дескать, специально для Первой конной армии, которую возглавлял Семен Буденный. На самом деле это не так, — рассказывает кандидат исторических наук, преподавать МГУ Сергей Забродин. — Да, нарком по военным делам Троцкий 7 мая 1918 года издал приказ № 326, в котором говорится о необходимости создания новой военной формы.

В приказе четко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отводилось меньше месяца. Больше того, в конце 1918 года новая военная форма появилась в первой боевой части — в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли богатырка или фрунзевка. Важно понимать, что у Первой конной армии Буденного новой формы в то время еще не было.

На самом деле, как пояснил эксперт, есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном промышленника Николая Второва по эскизам великого русского живописца Виктора Васнецова.

Дефиле длиной в сто лет: история советской моды

— Форму сшили по заказу Императорского двора. Она предназначалась для войск Русской армии, чтобы в ней прошли на параде Победы в Берлине. Это были, в частности, долгополые шинели и суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как буденовки, — пояснил Забродин.

Как пояснил историк, в пользу того, что буденовки придумали и пошили еще в 1915-м, говорят как минимум два документально подтвержденных факта.

— Во-первых, совершенно очевидно, что стилистика новой формы не вписывается в революционную идеологию. В шапках «богатырках» — явственные древнерусские мотивы, — рассуждает эксперт. — Второй момент: ни в 1918, ни в 1919 годах у большевиков физически не было возможности пошить десятки тысяч комплектов новой формы.

Представьте: страна уже несколько лет воюет, она фактически разорена. Где взять сукно, нитки, фурнитуру в таких количествах? Поэтому уже подготовленную для будущего парада форму решили просто приспособить под нужды Красной армии, нашив на нее новые символы.

Любопытно: изначально звезды на буденовках были синие. Но потом их закрывали красными накладками с молотом и плугом — разноцветными в зависимости от рода войск. Конкурс же по якобы созданию новой формы просто придумали: странно было бы бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Кстати, как пояснил историк, готовая партия новой формы на складах была невелика — крупную армию не оденешь. Лишь постепенно, с большим трудом Советы стали налаживать выпуск такой же формы по ранее созданным лекалам. Еще один важный момент: на фронтах эта форма зарекомендовала себя не ахти как — все-таки была рассчитана на парад.

Она, хотя и была модернизирована, служила почти 25 лет. Последний массовый эпизод использования этой формы — финская война и 1941 — начало 1942 года. После этого на смену буденовкам пришли пилотки, фуражки и шапки-ушанки.

Масоны ни при чем

Основной отличительной эмблемой большевиков была красная пятиконечная звезда. В качестве символа ее официально утвердили весной 1918-го.

— Первоначально официальная пропаганда называла ее Марсовой звездой — мол, она принадлежала античному богу войны Марсу, — рассказывает Сергей Забродин. — Затем стала озвучиваться версия, что «пять лучей звезды означают союз трудящихся всех пяти континентов в борьбе против капитализма». При этом большевики никак не могли объяснить, почему точно такие же звезды есть на гербе и флаге крупнейшей цитадели мирового империализма — США. Есть они и на государственных гербах других стран, где никакой советской власти не наблюдается.

На самом деле, как пояснил эксперт, пятиконечная звезда не имеет отношения ни к Марсу, ни к пролетариату. Эта звезда — древний оккультный знак. По всей видимости, ближневосточного происхождения. В геральдике ее называют пентаграммой или Звездой Соломона — не путать с шестиконечной Звездой Давида.

— По одной из версий, ее еще в 1897 году в качестве символа «раскрутил» видный сионист, основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль, — рассказывает Сергей Забродин.

Как результат, на партийном флаге сионистского движения одновременно находились одна большая шестиконечная Звезда Давида и семь маленьких пятиконечных Звезд Соломона — обязательных ритуальных аксессуаров иудейской каббалистики. Пентаграмма, кстати, постоянно используется в масонской символике, откуда она и попала, например, в государственную эмблематику США, послевоенной Италии и других стран, управляемых масонами. Например, гербы многих латиноамериканских республик фактически представляют собой слегка видоизмененные знаки местных масонских лож, пришедших к власти в XIX веке в результате антимонархических революций.

— Не на до думать, что звезду придумали масоны, это ерунда. Пентаграмма использовалась еще в Древнем Египте, где ее называли звездой бога Анубиса, — рассказывает заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат исторических наук Олег Кузнецов. — Надо понимать, что в мире не так много общеизвестных символов. Большинство из них — очень древние и в разные эпохи обозначали разные понятия. У древних славян, между прочим, пятиконечная звезда была символом оберега.

С 1827 года пятилучевая звезда использовалась на офицерских эполетах и погонах в качестве символа защиты. Что касается масонов, то они тоже использовали пятиконечную звезду, но перевернутую: когда вниз один луч, а вверх два. Причина, по одной из версий, в том, что в такую звезду хорошо вписывается морда козла, то есть Бафомета, Дьявола. Но у большевиков звезда была не такая.

Кстати, обычная пятиконечная звезда им понравилась еще и в качестве сионистского символа. Многие видные большевики — Троцкий, Зиновьев, Каменев, Каганович, Урицкий, Свердлов, — были евреями.

Как рассказал Олег Кузнецов, история появления большевистской звезды крайне незамысловата.

— В царской России, как известно, было два символа — крест и восьмиконечная звезда. У христианских народов она выступает в качестве союза духовного и материального начала. Во многих религиях такая звезда символизирует духовное возрождение, — рассказывает историк. — Большевикам, разумеется, подобные символы были не нужны, и они придумывали новые.

Были эксперименты. Сейчас мало кто знает, но в 1918–1919 годах в пятиконечную большевистскую звезду была вписана свастика. Позднее от нее отказались. Зато знак ариев взяли себе нацисты.

Как скрестили серп и молот

Кстати, о свастике. Есть мнение, что сочетание серпа и молота — один из ее вариантов.

— На самом деле нет, история появления скрещенных серпа и молота проще, — рассказывает Сергей Забродин. — Еще в начале 1918 года секретарь Совнаркома Николай Горбунов поднял вопрос о необходимости создания новой госсимволики.

Серп и молот фигурировали в качестве основных символов во многих работах. Но идея именно скрещенного их расположения пришла художнику Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов Евгению Камзолкину.

В апреле 1918 года он работал над оформлением к празднику Первого мая. Скрещенные серп и молот отображали в символической форме единство рабочих и крестьян в их мирном созидательном труде.

«Товарищи из Моссовета, — вспоминал потом Камзолкин, — говорили: может, плуг и молот с наковальней изобразить? Я решил, на свой страх и риск, перебрав уйму вариантов, сделать символом крестьян серп, а рабочих — молот без наковальни. Я сделал несколько набросков и наиболее подходящими счел перекрещивающиеся серп и молот. Мне казалось, что такое сплетение выразительно и звучит как эмблема. Ее я и решил поместить на первомайские стяги и полотнища».

О том, как рождалась легенда, засвидетельствовал в своих воспоминаниях и советский художник Сергей Герасимов:

«Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: «А что, если попробовать такую эмблему — пожалуй, будет советской?» При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри — молот: это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдет», — сказал он. Мы согласились…»

Мавзолей — курган усопших

Мавзолей — до сих пор одна из главных достопримечательностей Москвы.

— Когда умер Ленин, возникла очевидная идея увековечить его память. Причем масштабно, — рассказывает Олег Кузнецов. — Фараонов, как известно, в Египте бальзамировали и захоранивали в пирамидах. Однако я сомневаюсь, что среди большевистских лидеров были египтологи. Однако, без сомнения, это были образованные люди, знавшие про пирамиды и обладающие мощным историческим чутьем. Копию египетской пирамиды на Красной площади они, конечно, строить не стали, но усеченную поставили.

Сергей Забродин добавляет:

— Традиция хоронить мертвых владык в курганах есть и у степных народов, ставших частью Российской империи. Так что Мавзолей, я думаю, это скорее курган.

КСТАТИ

Пионерский лозунг «Будь готов!» — масонский девиз. Сначала его использовали «братья», затем он перекочевал к скаутам и уже оттуда — к пионерам СССР. А пионерский девиз «Один за всех и все за одного!» взят и вовсе из Талмуда. В оригинале он звучит «Все за одного и один за всех».