Войти в почту

С 29 мая подделать алтайский мед станет сложнее

Назвать масло, изготовленное в Туле, вологодским производитель больше не сможет. Как и не сможет назвать пряник, испеченный в Тюмени, тульским. 29 мая вступают в силу поправки в Гражданский кодекс, уточняющие условия государственной регистрации товарных знаков.

С 29 мая подделать алтайский мед станет сложнее
© Парламентская газета

Защитить покупателей от подделок

В документе указано, что производителям запрещено регистрировать бренд, который вводит покупателей в заблуждение о месте происхождения товара. Таким образом, закон защищает права производителей таких брендов, как, например, тульский пряник, павлопосадский платок и других торговых марок, в названии которых «зашито» географическое название. Потребителей документ ограждает от подделок, защищает их право получать достоверную информацию о продукции.

Закон разработала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в соавторстве с председателем Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилией Гумеровой.

«Об этом законе нас просили регионы, — рассказала «Парламентской газете» Гумерова. — Зачастую в товарных знаках использовались географические указания, которые не имели никакого отношения к месту происхождения. И это вводило в заблуждение потребителя, а также влияло на доходы тех, кто обоснованно выпускал региональные бренды с использованием названия географического указания. Неправильно назвать башкирским медом продукт, который не произведен на этой территории. Ведь бренд — это и строгая технология, и использование определенных продуктов, и соблюдение условий. Это качество и репутация. Теперь это защищено законом».

Считает важными нововведения и председатель Союза потребителей России Петр Щелищ. «Это очень нужные поправки, их введения много лет добивалось Роскачество, и мы их в этом поддерживали. Конечно, нельзя запретить изготовителям давать своей продукции так называемые «фантазийные» названия, но они не должны вводить потребителей в заблуждение относительно места происхождения, которое для данной группы товаров является брендом», — сказал эксперт.

Правообладатель может требовать изъять из оборота и уничтожить за счет нарушителя контрафактные товары, этикетки, упаковки, на которых размещено незаконное географическое указание.

Больше брендов

Еще через месяц, 29 июня вступит в силу закон, который дает право регистрировать товарные знаки самозанятым. Прежде в законодательстве было ограничение, согласно которому обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Теперь использовать этот инструмент для развития личных брендов, продвижения работ, товаров и услуг смогут и самозанятые.

Как отмечала ранее Лилия Гумерова, узнаваемые товары — это серьезный стимул для экономического развития: «Их регистрация и продвижение способствуют экономическому росту и туристической привлекательности любой области».

О важности регистрации бренда говорил ранее заведующий отделом товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Роспатента Роман Захаров. Историей упущенных возможностей он назвал попытки брендировать осетинские пироги. «Регион, столько сделавший для создания этого продукта, не получил на пироги официальный статус регионального бренда. Теперь название массово используется любыми производителями».

По данным Роспатента, на февраль 2023 года в России зарегистрировано 305 региональных брендов, из них 268 — в качестве наименований мест происхождения товара, а 37 — в качестве географических указаний. Правда, пять марок зарегистрировали, но не выпускают. Зато из оставшихся 300 есть не только российские, но и 44 иностранные.

Чаще всего официально брендируют минеральную воду — зарегистрировано 82 марки. На втором месте — разнообразная еда, здесь 75 наименований. На третьем — 72 товара народных промыслов.