Игорь Намаконов: необходимо знать культурные коды потенциальных экспортных рынков

Игорь Намаконов – генеральный директор Федерации креативных индустрий, объединившей игроков ведущего креативного бизнеса России. Ранее он был исполнительным директором комитета по креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей, имеет опыт преподавания в Академии коммуникаций в ВШЭ и РГГУ.

Игорь Намаконов: необходимо знать культурные коды потенциальных экспортных рынков
© ТВ БРИКС

В эксклюзивном интервью TV BRICS эксперт рассказал о роли Дальнего Востока в развитии креативных индустрий и перспективах новых совместных проектов в этой отрасли с другими странами.

– Каков потенциал Дальнего Востока как хаба по формированию международных экономических связей для России в области креативных индустрий?

– Эту тему мы уже неоднократно обсуждали в прошлом году с нашими коллегами по развитию инфраструктуры – здесь есть лидеры, которые занимаются регионом в плане развития среды для креативных предпринимателей. Мы обсуждали этот вопрос с ними и поняли: все, что будет делаться в регионе, будет полезно и для всей страны.

«Российская креативная неделя» нужна для того, чтобы привлечь внимание представителей государственной власти, чтобы они вовлеклись в этот процесс не ситуативно, а захотели этот вопрос держать под постоянным контролем, как это происходит в Якутии, как это происходит уже сейчас в Красноярске, Калининграде, Москве. То есть это неотъемлемая повестка развития экономики, развития новой, креативной индустриальной среды. У Дальнего Востока этот потенциал присутствует. Здесь есть достаточно серьезное ядро с точки зрения модной индустрии, и, может быть, в этом направлении стоит двигаться.

Важный момент: креативные индустрии – это все-таки про паритет. Вот мы, когда занимаемся какими-либо инициативами на высоком уровне, одновременно думаем кросс-индустриально, то есть про все индустрии сразу: и про IT, и про кино, и про театр, и так далее. Это очень важно, потому что, если мыслить иначе, мы уйдем в узкие специализации.

Сложность не в том, чтобы выделить ключевые индустрии региона и заниматься ими, что, конечно, может давать больший краткосрочный эффект. Другое дело, что, когда вы, например, занимаетесь продвижением моды, или кино, или музыки (музыка здесь тоже ярко представлена), вы так или иначе отрабатываете механизм. И почему этот механизм не транслировать сразу на уровне всех индустрий? Разные темы по-разному продвигаются. Но тем не менее и то, и это дает эффект. Мыслить нужно программами, которые будут касаться сразу всех.

Мы говорим о российском креативном продукте, соответственно, мы должны понимать его особенности, точки его применения, куда мы хотим его отправить – и, исходя из этого, с какими партнерами выстраивать отношения, во что это упаковать, как туда дистрибутировать и так далее. К тому же контент в значительной степени нематериален, то есть по большому счету следует выстраивать именно связи и отношения. Вот этого пока не хватает.

– То есть креативная неделя во многом может способствовать этому?

– Конечно, креативная неделя сразу же запускает маховик процессов. Во-первых, это в первую очередь сообщество. Люди, которые были так атомизированы, распределены, после креативной недели получают импульс к сотрудничеству. Плюс ко всему любое событие такого рода всегда приводит к принятию решений, потому что оно слишком заметно – сюда приезжают федеральные чиновники. Соответственно, они это мероприятие выводят на другой уровень.

– Есть ли какой-то потенциал в этом направлении в плане сотрудничества со странами БРИКС? И как креативная неделя и креативная индустрия могут развиваться?

– С Китаем нам точно необходимо выстраивать отношения. Тут большую роль играет взгляд на Восток в широком смысле, то есть взгляд в другую сторону. Когда мы говорим об экспорте и выходе на новые рынки, мы должны понимать, какие там культурные коды, что привлекает внимание. Поэтому изучение этих культурных кодов, которые потом определенно влияют на потребительские предпочтения и на масштабы собственных продаж, стоит сейчас во главе угла.

Второй момент – это выстраивание партнерских отношений. К сожалению, пока этот механизм не отработан до конца. Есть несколько регионов, которые в частном порядке работали с Китаем, например Ульяновск. Местные продукты прямиком отправлялись в определенные провинции КНР. Очень большой акцент и расчет на то, что Владивосток продолжит развиваться в качестве регионального и одновременно тихоокеанского хаба по представлению креативных продуктов, чтобы эта экспертиза агрегировалась быстрее. Мы на это рассчитываем. Тогда и страны БРИКС быстрее получат от нас предложения.

Фото: istockphoto.com