Войти в почту

Наряд настоящей москвички: мастера восстановили по архивам народный костюм XVIII века

В преддверии Дня России «Вечерняя Москва» заглянула в центр мастеров «Русские начала», который уже четверть века занимается реконструкцией традиционного костюма.

Наряд настоящей москвички: мастера восстановили по архивам народный костюм XVIII века
© Вечерняя Москва

В курс дела вводит руководитель студии Татьяна Валькова. По ее словам, в центре проводятся как отдельные тематические мастер-классы, например, по традиционной вышивке, так и полноценные курсы по крою народного костюма и ткачеству. И за все время работы отбоя от желающих научиться шитью и крою русских костюмов не было.

— В числе наших студентов как домохозяйки, так и выпускники факультетов дизайна и художники, — рассказывает Татьяна. — Лучшие из них становятся мастерами и начинают передавать другим полученные знания. По архивным чертежам мы воссоздали девичьи, женские и мужские костюмы Русского Севера, центра и юга России.

Одной из самых сложных задач, по словам руководителя студии, стало воссоздание московского костюма. Дело в том, что соответствующие документы того времени почти не сохранились, потому этот регион оказался изучен меньше остальных.

— Прежде чем воссоздать крестьянскую одежду московской земли, мы много работали в фондах и архивах, пытаясь, как золотоискатели, достать «золотой песок» из большого количества совершенно разной информации, — вспоминает Татьяна Валькова. — Так, мы больше пяти лет изучали коллекции подмосковного Дмитровского музея и Российского этнографического музея, расположенного в Санкт-Петербурге.

Проделанная работа легла в основу проекта, который сотрудники студии подали на конкурс Фонда президентских грантов. Выиграв его, мастера соткали и покрасили ткань, из которой потом отшили костюмы московского крестьянства. Именно в них они в конце мая прогулялись по Никольской улице в центре Москвы, произведя большое впечатление на прохожих. Заметив девушек в традиционных красных и синих сарафанах, многие останавливались и фотографировали их.

— В реконструкции был представлен костюм замужних женщин, — поясняет Татьяна. — Он состоял из рубахи, поясного или нагрудного передника и головного убора.

По ее словам, в XVIII веке костюмы были в основном либо красного цвета, либо цвета индиго. Чуть позже, когда в достаточном количестве появились фабричные ткани, сарафаны поменяли привычные цвета. Тогда уже можно было купить, например, зеленую и коричневую ткань. Также продавались яркие ленты, которыми девушки украшали косы по праздникам.

К слову, костюмы девушек и замужних женщин отличал только головной убор. Девушки могли ходить с непокрытой головой, заплетая длинные волосы в одну косу, или носить платок, а женщины убирали все волосы под головной убор — «сороку».

Правда, как говорит Татьяна, Московская губерния — очень большая. И те элементы костюма, что встречались на ее юге, могли существенно отличаться от тех, что были распространены на севере.

— Поэтому мы запланировали еще ряд исследований, — поделилась она. — Хотим, к примеру, сделать целую коллекцию московского костюма XVIII века: не городского, не светского, не мещанского, а именно крестьянского бытового. Нам интересна повседневная жизнь самых бедных слоев московского общества того времени.

Присоединиться к работе и исследованиям студии может любой желающий. По словам Татьяны Вальковой, экзаменов при зачислении на курс у них нет — берут всех, у кого горят глаза и есть интерес к культуре и истории России и Москвы.