Принц Иордании женился на родственнице короля Саудовской Аравии вопреки вражде семей. Как прошла его роскошная свадьба?
В 2023 году иорданский король Абдалла II отпраздновал свадьбы обоих своих детей. В марте вышла замуж старшая дочь монарха, а 1 июня женился его сын и наследник Хусейн. На торжество из разных уголков земли слетелись тысячи самых влиятельных персон — от европейских монархов до их дальних, но состоятельных родственников. По случаю мусульманского праздника для жены принца Уильяма Кейт Миддлтон даже перекроили архивное платье с показа Elie Saab, заменив прозрачные вставки на плотные. Как прошло бракосочетание принца — в новом материале «Ленты.ру» из цикла статей о самых роскошных свадьбах мира.
Любовь вопреки
Тот факт, что Хусейн женился позже младшей сестры — Иман бинт Абдалла, не стал нарушением традиций: обычно очередность соблюдается в браках дочерей, а молодой человек может погулять и подольше. Хусейну 28 лет (в конце июня исполнится 29) — в респектабельных аристократических семьях Ближнего Востока это самый подходящий возраст для создания семьи.
Принц, как две его младшие сестры и брат, прекрасно образован: он получил диплом бакалавра истории в Джорджтаунском университете (США) и продолжил учебу в престижной британской Королевской военной академии в Сандхерсте. В этой академии учились почти все его близкие родственники, включая отца, дядей, теток и младшую сестру Сальму бинт Абдалла — первую в истории Иордании летчицу.
Академию в свое время окончили легендарный политик Уинстон Черчилль, сыновья короля Великобритании Карла III — принцы Уильям и Гарри — и многие представители ближневосточных монархических династий
Король Абдалла II придерживается относительно демократических взглядов. В свое время он взял в жены Ранию Файсал аль-Ясин — девушку из вполне обеспеченной семьи, но не королевской крови. Ее отец принадлежал к трансиорданской состоятельной буржуазии, был по профессии педиатром. В случае с браком его сына возникает ощущение, что Хусейн сделал сходный выбор. Избранница принца — его ровесница Раджва Халед бин Мусаид, выпускница архитектурного колледжа Сиракузского университета в США. Она дочь богатого бизнесмена Халеда ас-Саифа, президента строительной корпорации Al Seif Group, одной из первой в тридцатке крупнейших компаний Саудовской Аравии.
Однако все не так просто. Мать невесты, Азза ас-Судайри, принадлежит к влиятельному аравийскому роду Аль Судайри. С XIX века женщин этого рода часто брали в жены представители саудовской королевской династии Аль Сауд. По материнской линии Раджва приходится родственницей нынешнему королю Саудовской Аравии Салману ибн Абдул-Азиз Аль Сауду. Таким образом, благодаря женитьбе сына иорданский монарх соединяется узами свойства с саудитской правящей семьей, что чрезвычайно важно с политической точки зрения. Особенно если учесть, что прежде отношения двух династий были довольно напряженными.
Есть основания надеяться, что тенденция к улучшению личных отношений монархов и дипломатических отношений двух держав после этой свадьбы будет только усиливаться.
«Идеальный ответ на все молитвы»
Принца свел с будущей женой его приятель. Сначала знакомство ограничилось обычным любезным общением, но в какой-то момент молодые люди сблизились, а в августе 2022 года объявили о своей помолвке. В социальных сетях и великосветских гостиных появились слухи, что на решение Хусейна повлиял отец — в дипломатических и политических целях. Однако, разумеется, никакого документального подтверждения этой версии нет и быть не может. Королева Рания во всех интервью подчеркивает, что очень довольна выбором сына.
Официальная церемония помолвки Хусейна и Раджвы прошла в соответствии со всеми традициями в доме отца невесты в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии. Отец жениха король Абдалла II и королева Рания почтили обручение своим личным присутствием — и потому, что этого требует обычай, и, вероятно, из уважения к венценосным родственникам матери невесты.
Следуя западному обычаю, в знак помолвки принц надел на палец невесте кольцо с бриллиантом. В этом тоже нет ничего удивительного: его бабушка, принцесса Муна аль-Хусейн, в девичестве Антуанетт Аврил Гардинер, — англичанка. Зато по исламским обычаям прошел девичник — так называемая «Ночь хны», которую королева Рания устроила для будущей невестки в преддверии свадьбы. Почетной гостьей была мать невесты Азза ас-Судайри. Раджва надела на «Ночь хны» скромное белое платье дизайнера Хонайды Серафи и головное покрывало с золотым шитьем. Ее фото в соцсетях королевы Рании собрало сотни тысяч лайков.
Надежда на Аллаха
Собственно свадьба иорданского наследника состояла из двух мероприятий: катб аль-китаб, то есть официального оформления брачного договора, и торжественного приема. На катб аль-китаб в специальный павильон во дворце Захран в Аммане, столице Иордании, пригласили 140 самых почетных гостей.
Среди них были принц Уэльский Уильям и его супруга Кейт Миддлтон, британская принцесса Беатрис с мужем Эдоардо, экс-король Испании Хуан-Карлос с женой Софией, датский кронпринц Фредерик и принцесса Мэри, бельгийский король Филипп с наследницей, принцессой Елизаветой, голландский король Виллем-Александр и королева Максима, наследница шведского престола принцесса Виктория и ее супруг принц Даниэль, японская принцесса Хисако (вдова принца Норихито Такамадо, кузена императора Акихито) и ее дочь, принцесса Цугуко, королева Бутана Джецун и принцесса Юфелма, наследный принц и премьер Бахрейна Салман ибн Хамад ибн Иса Аль Халифа и другие высокопоставленные персоны.
Принц Хусейн хотя и выше ростом, чем его отец, но все же не отличается гвардейской статью. Поэтому его невеста к подвенечному платью от Elie Saab подобрала не туфли на высоких каблуках, а балетки на плоской подошве. К слову, платье было потрясающе элегантным — без кринолина, со шлейфом умеренной длины, без тяжелой броской вышивки и тому подобных излишеств. По исламскому канону оно было скроено с учетом требований скромности: без глубокого декольте, с длинными рукавами. К платью невеста надела легкое покрывало-фату и бриллиантовую тиару от Fred, на которой драгоценными камнями арабской вязью была выложена фраза «Надежда на Аллаха». Завершали наряд изящные бриллиантовые серьги. Жених, лейтенант иорданской армии, пришел на катб аль-китаб в военном мундире.
На торжество будущую невестку сопровождал юный принц Хашем, которому в этом году исполнилось 18 лет. За ними следовали Иман и Сальма, сестры Хусейна и Хашема. В павильоне их встретили родители жениха: королева Рания в длинном черном платье с золотой вышивкой от Dior Couture и король Абдалла в строгом синем европейском костюме. Из уважения к исламским обычаям все дамы, включая христианок и японок, надели на церемонию платья в пол с закрытым декольте и длинными рукавами.
Еще дальше в соблюдении традиции скромности и заодно королевского этикета пошла принцесса Уэльская Кэтрин. Она надела на церемонию платье в пол цвета пыльной розы от Elie Saab из коллекции 2017 года. Но оригинальный наряд, который поклонники бренда могли видеть на подиуме, претерпел изменения, призванные сделать его более сдержанным. Вставки из полупрозрачной газовой ткани на широкой струящейся юбке и на корсаже платья Кейт заменили на плотную ткань того же оттенка.
Знатоки мусульманской моды отметили еще один примечательный выход на свадьбе принца Хусейна. Принцесса Рим Брахими, жена младшего брата короля Абдаллы II — Али бин Аль-Хусейна, появилась в наряде российского дизайнера Мадины Саральп
Наряд был стилизован под национальный черкесский женский костюм. В этом же платье Рим Брахими два десятка лет назад сама выходила замуж. Все, кто видел фото принцессы с бракосочетания Хусейна, отметили, что наряд сидит на ней не хуже, чем на ее собственной брачной церемонии.
Некоторые мужчины-представители иорданской королевской семьи и других ближневосточных монархий тоже отдали дань национальному костюму и надели на церемонию традиционные арабские головные покрывала — куфии (в России известны как арафатки). В итоге брачный договор был подписан, жених и невеста обменялись обручальными кольцами, а присутствовавшие на церемонии женщины издали восторженные клики счастья — они называются заграта.
Сабля вместо ножа
После церемонии катб аль-китаб молодожены прошли сквозь почетный караул иорданских офицеров, которые приветствовали их восторженными криками, по силе не уступавшими тем, что издавали дамы в зале торжеств. Затем Хусейн и Раджва в открытом ретрокаре Range Rover отправились в поездку по улицам Аммана, где их приветствовали подданные Абдаллы II. Машина, кстати, тоже с историей. Как Елизавету II во время ее официального визита в Иорданию, а через девять лет Абдалла и Рания катались в ней по городу после своего бракосочетания. Этот Range Rover выбрали для свадебного кортежа, конечно, из сентиментальных соображений. К празднику старое авто тщательно отремонтировали.
Жениха, невесту, их родственников и еще около 1700 гостей ожидал шумный свадебный прием во дворце Аль-Хусейния. Если на катб аль-китаб приглашали главным образом венценосных персон, то на банкет попали и «простые смертные». Например, жена президента США Джилл Байден с дочерью Эшли, семья принцессы Уэльской Кэтрин — мать Кэрол и сестра Филиппа с мужем Джеймсом Мэттьюзом. К слову, для Кейт Иордания — не чужая страна: в детстве она провела там с родителями три года.
На приеме Раджва, которая после свадьбы получила титул принцессы аль-Хусейн (по мужу), сменила свадебный наряд на более свободное в смысле этикета платье Dolce & Gabbana. Основным блюдом стал традиционный иорданский мансаф — баранина в соусе из ферментированного сушеного йогурта джемида с рисом или булгуром в качестве гарнира. А в финале ужина, как и полагается на свадьбе, новобрачные вместе разрезали семиярусный свадебный торт с голубыми сахарными цветами — причем вместо ножа по традиции использовали саблю молодого мужа.
Все гости получили символический дар — финики и зерна кофе. На Ближнем Востоке эти продукты символизируют гостеприимство
Но на этом свадебные торжества не завершились. 10 июня принц Хусейн и его новоиспеченная супруга пригласили друзей на неформальную вечеринку в честь их бракосочетания. Местом для этого праздника и концерта стала вилла Джой на Сардинии. Все гости — и венценосные, и влиятельные, и молодые — желали молодой семье успехов и процветания. И для этого у наследника иорданского престола и дочери богатого предпринимателя есть все возможности.