Своим опытом реставрации икон и не только поделились вологжане с коллегами со всей России
Ведущие специалисты по истории древнерусского искусства приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «В землях Вологодских просиявшие… Церковная история, духовное и художественное наследие Русского Севера», которая в течение трех дней проходила в Вологодском государственном музее-заповеднике.
Конференция была посвящена 1035-летию принятия Русью христианства и 520-летию Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого. В Иосифовских залах Вологодского кремля прозвучали доклады представителей профессионального и научного сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, Тотьмы.
Конференция была приурочена к одноименной выставке древнерусского искусства (6+), которая открылась 14 июня в художественном отделе Вологодского кремля и стала итогом большой трехлетней работы. В формировании экспозиции, занявшей четыре зала первого этажа, приняли участие восемь музеев Вологодской и Архангельской областей, храмы и монастыри Вологодской и Кирилловской епархии, частные коллекционеры. Впервые представлено значительное количество уникальных произведений иконописи и лицевого шитья (так называемой живописи иглой — шитье золотом и шёлком иконописных изображений), что стало возможным благодаря кропотливой работе реставраторов музеев — участников проекта Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также Санкт-Петербургского художественного училища имени Н. К. Рериха.
«Эта выставка и эта конференция для нас знаковые события, по итогам конференции мы подготовим сборник докладов, в который войдут не только материалы конференции, но и изображения и информация о тех предметах, которые представлены на выставке», — подчеркнула генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника Юлия Евсеева.
В фокусе внимания первого дня конференции были образы святых Русского Севера в иконографии и росписях, имена святых в антропонимии (совокупности имен собственных) Рюриковичей, сведения об иконописцах и многие другие аспекты.
Особенности исполнения и реставрации икон и памятников лицевого шитья были в центре внимания второго дня работы конференции. Свои доклады об эволюции архитектурного фона, резьбе по левкасу на вологодских иконах XVI века, об истории создания и бытования надгробных покровов, об особенностях исследования и реставрации икон представили как гости из Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска, так и вологодские специалисты.
В частности, заведующая мастерской реставрации тканей Елена Семечкина и художник-реставратор Татьяна Николаева поделились опытом работы с покровами XVII века. C сообщениями выступили также коллеги из Вологодского филиала Центра Грабаря. Так, художник-реставратор масляной живописи Юлия Шелкова, ставшая недавно героиней одной из наших публикаций, рассказала об исследовании и реставрации иконы на холсте «Феодосий Тотемский» XVIII в. из фондов Великоустюгского музея-заповедника, а художник-реставратор графики Надежда Олейник — об изображениях Феодосия Тотемского на гравюрах из музеев Вологодской области.
«Хочу от всей души поблагодарить Вологодский государственный музей-заповедник и устроителей за прекрасную выставку, замечательную культурную программу и предоставленную мне возможность рассказать о своей реставрационной работе», — прокомментировала художник-реставратор Юлия Шелкова.
Помимо деловой программы, участники конференции осмотрели одноименную выставку и побывали на экскурсии в Софийском соборе. А последний день работы конференции целиком был посвящен культурно-просветительской программе.
Добавим, что выставка «В землях Вологодских просиявшие… Церковная история, духовное и художественное наследие Русского Севера» будет работать до 24 сентября. Действует «Пушкинская карта».