Почему стоит идти на выставку "Невероятная Индия. Взгляд из России" в Царицыно

Готический дворец на юге Москвы, утопающий в сочной июньской зелени и со всех сторон окруженный живописными прудами и фонтанами. Не нужно быть москвоведом, чтобы по такому короткому описанию узнать Царицыно. Наверное, последнее с чем ассоциируются причудливые царицынские башенки и арки - далекая Индия. Но, как это ни удивительно, именно величественный дворец, возведенный по проекту архитектора Матвея Казакова, стал площадкой для выставки "Невероятная Индия. Взгляд из России", открывшейся 20 июня.

Почему стоит идти на выставку "Невероятная Индия. Взгляд из России" в Царицыно
© Российская Газета

История русско-индийских отношений помнит массу курьезных, удивительных случаев. Это и трехлетние мытарства тверского купца Афанасия Никитина, ступившего на индийскую землю за пару десятков лет до португальца Васко Да Гамы, и поразительной дерзости план Павла I захватить Британскую Индию силами казаков, и переписка двух столпов пацифизма Льва Толстого и Махатмы Ганди, и советско-индийская дружба - вот лишь несколько ярких страниц русско-индийских отношений.

Разумеется, из-за географической удаленности Индии эта страна казалась нашим предкам чуть ли не землей обетованной. В старинных книгах можно прочесть о фантастических животных, от единорогов до монструозных мантикор, якобы населявших индийские просторы. Гораздо позднее, когда добраться до родины "Махабхараты" стало не проще, но хотя бы реальнее, умы ученых и авантюристов захватили и воинственный блеск индийского оружия, и сочные краски тканей, дурманящие ароматы специй. А уже в советское время лозунг "Хинди Руси бхай бхай" - "Индийцы и русские - братья" был известен каждому школьнику.

Всем этим переплетениям русской и индийской культур и посвящена новая выставка в музее-заповеднике "Царицыно". Стоит только войти в первый экспозиционный зал, понимаешь - впереди ждет не просто несколько помещений, заставленных антиквариатом, а настоящее, большое и красивое путешествие. К оформлению выставки сложно придраться, да и не хочется этого делать. У каждого зала своя тема и дизайн-код. И начинается все с первых упоминаний Индии в русской книжной культуре - здесь и отрывки из "Четьи-Минеи" архиепископа Новгородского Макария, и древнейший список "Хождения за три моря" Афанасия Никитина - темнота в зале как бы подчеркивает глубину той временной пучины, что отделяет посетителя от авторов древних текстов, завороженных далекой Индией.

Второй выставочный зал производит, наверное, самое большое впечатление. Входя в него, чувствуешь себя сказочным Али-Бабой, перед которым после заветного "Сим-сим" открылись волшебные двери. В зале собраны артефакты, привезенные из Индии в Россию коллекционерами в XIX и XX веках. Золотые браслеты, ткани тончайшей работы, расписанные вручную сосуды, головные уборы и миниатюры - глаза разбегаются, и хочется полюбоваться всем и сразу. Особенного внимания заслуживают образцы индийского оружия - большая часть этих произведений ратного искусства когда-то входили в личную коллекцию Николая II, большого любителя и собирателя смертоносных диковин.

Фото: Вячеслав Немиров

Стоит сказать, что партнерами "Царицыно" при подготовке выставки были такие крупнейшие музеи страны, как Музей Востока, Кунсткамера, Третьяковская галерея - помимо десятков уникальных артефактов материальной культуры на стенах зала представлены работы Василия Верещагина, благодаря его мастерству портретиста и пейзажиста можно с легкостью представить себе грозных обладателей экспонируемых мечей и алебард, прекрасных женщин, облаченных в разноцветные сари.

Когда восторг несколько проходит, и гостю выставки удается, наконец, взять себя в руки - тут же в глаза бросается небольшой красный шатер посреди зала. И если в него зайти, то взору откроется одна из жемчужин экспозиции - мастерски выполненные миниатюры XVI века из книги воспоминаний основателя Империи Великих Моголов "Бабур-наме". На не растерявших за столетия красок миниатюрах разворачиваются и бытовые сцены, охота и романтические свидания, а также героические битвы. Это сокровище было частью коллекции выдающегося коллекционера Петра Щукина, а к нему они попали от Алексея Морозова, который приобрел чудо заморских художников у персидских купцов на нижегородской ярмарке в 1906 году.

Фото: Вячеслав Немиров

Как уже было сказано, каждый зал экспозиции раскрывает одну тему - и организаторы сумели последовательно и всесторонне рассмотреть влияние Индии на духовную жизнь и культуру России. Многие русские философы и писатели поддавались индийским чарам. У кого-то, как например у Андрея Белого, индийский период длился недолго, а кто-то, как Николай Рерих, навсегда посвятил себя поиску истины в древней мудрости брахманов. Рериху посвящена значительная часть одного из залов - представлены картины с видами Гималаев, ставшие ёентральным мотивом позднего периода творчества живописца, а рядом с картинами - многостраничные фолианты Рериха-философа, уже ставшие библиографическими редкостями.

Повлияла индийская культура и на театральную жизнь нашей страны. Мало кто знает, но именно с постановки "Сакунталы" началась история Камерного театра Александра Таирова, преемником которого стал Московский драматический театр имени Пушкина. "Индийская нота" звучит и в русской опере, проникает в балет. На выставке "Невероятная Индия. Взгляд из России" можно увидеть афиши, макеты декораций, эскизы костюмов таких постановок, как "Искатели жемчуга", "Баядерка", "Рамаяна".

Приятное чувство ностальгии способны вызвать залы, посвященные Индии в кино и мультипликации. Эскизы к таким шедеврам, как "Маугли", "Рики-Тикки-Тави" и "Золотая антилопа" не оставят равнодушными ни взрослых, ни маленьких гостей. Фраза "Есть фильмы хорошие, есть плохие, а есть индийские" стала уже неофициальным слоганом всей болливудской продукции в нашей стране, и этому феномену тоже посвящен отдельный зал. Афиши легендарных "Зита и Гита" и картин Раджа Капура, сопровождаемые отрывками из главных индийских кинолент прошлого века перенесут во времена молодости тех, кто застал эти фильмы в советских кинотеатрах.

Один из заключительных залов посвящен советско-индийской дружбе. Замысловатые подарки в виде миниатюрных достопримечательностей, сделанные членами Индийского правительства Никите Хрущеву во время его визита в дружественное государство соседствуют с картинами передовых советских живописцев, не раз отправлявшихся в заграничные командировки в Индию. Портреты простых индийцев, соцреалистические полотна о жизни простого индийского народа - вот плоды этих путешествий.

Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" завершается периодом советско-индийской дружбы, но совершенно ясно, что это ни в коем случае не точка, а обнадеживающее многоточие.

Россия и Индия сейчас - государства-члены БРИКС, крупные торговые партнеры. Наши страны объединены схожим взглядом на будущее планеты: светлое, свободное и многополярное. Подобные выставочные проекты чрезвычайно важны прямо сейчас, в эпоху, когда культурные различия становятся причиной непонимания и вражды. Возможность прикоснуться к древней истории другого государства, взять у великих отечественных мастеров театра, живописи и кино уроки восхищения чужой культурой - вот, что значимо.