В поисках радости
Курская картинная галерея владеет одним из крупнейших в стране собраний работ художника Александра Дейнеки. По традиции в июне она открывает выставку из своей обширной коллекции. Нынешняя называется «Искусство в поисках радости». В экспозицию вошло более 80 произведений Дейнеки, созданных в разные годы жизни. – Создание этой выставки – не только возможность в очередной раз выразить свою любовь и восхищение большим мастером, но и очередная возможность осмыслить его творчество, – уверен директор Курской картинной галереи Игорь Припачкин. Визуальный ряд лишён жёсткой хронологии. Например, среди прочих представлена одна из самых известных ранних живописных работ художника – «Футболист». Дейнека написал её в 1932 году. Сразу после своего создания она была на Венецианской биеннале, – одном из самых известных форумов мирового искусства. Ею восхищались любители живописи в Японии и Нидерландах. С «Футболистом» соседствуют картины 60-х годов, воспевающие строителей социализма: «Красногвардеец», «Строительница», «Сталевар» и другие. Некоторые из них ранее не выставлялись. Впервые представлен и плакат 1931 года «Большевики, овладевайте техникой!». Дейнека работал во всех жанрах. Зрителям представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, мелкая пластика. Графика экспонируется с большой осторожностью. Для неё выставляется более приглушённый свет, так как работы чувствительны к освещению. На выставке 55 графических листов. Представлены произведения 20-30-х годов, выполненные для различных журналов. Почётными гостями выставки стали ткачи из Суджи, студенты колледжа искусств имени Плевицкой. Они представили ковры, сотканные по мотивам картин великого земляка. Над созданием самого большого ковра студенты трудились три месяца. Маленький соткали за месяц. Студент -третьекурсник Иван Пудяков, второкурсница Эльвина Евсеенкова, первокурсницы Катя Масленникова и Аня Артюхова ткали ковры в свободное от учёбы время. Их работы – точная копия ковров, которые мы видим на картинах. В некоторых случаях им пришлось воссоздать орнамент, композицию ковра, которую мы не видим, – она перекрывается другими элементами картины. Мастера детально изучали произведения и некоторые орнаменты воссоздали по наитию. Так было с «Автопортретом». Сложно было создать и ковёр с уточками на картине «Портрет архитектора Тамары Милёшиной». – Здесь соединены две техники – геометрическая и гобеленовая, – рассказывает заведующая мастерской по ковроткачеству Суджанского колледжа искусств имени Плевицкой Юлия Лукьянчикова. – Сделать это было сложно, но мы справились. Нитки мы использовали полушерстяные, в том числе и нитки с фабрики «Курский трикотаж», они отлично подходят по цвету. Наши мастера создают свои работы, используя старинные техники, работают и в совместных направлениях. Здесь прошлое соединяется с будущим. Выставка работает до 3 сентября. Комментарий специалиста – Эта выставка наверняка будет интересна молодёжи. Ведь именно изобразительное искусство наряду с кинематографом способно воспроизвести то, что современные ребята не видели никогда. Эта выставка-воспоминание о стране, которую они не знали, которой уже нет, – говорит куратор выставки Ирина Цуканова. – Подобная экспозиция ещё одна возможность лучше понять, что происходило в это непростое время. Дейнека – художник для этого наиболее подходящий, обладавший способностью в концентрированнной форме передать атмосферу времени, мечту о прогрессе, о новых совершенных людях. Елена Гамова